Исполнительское искусство этой певицы принадлежит к числу высших достижений в области отечественного и мирового вокала и является бесспорным символом России как страны великой культуры. По уровню отточенности вокального мастерства с ней на протяжении второй половины ХХ века могли сравниться единицы; в России же Архиповой в этом отношении, пожалуй, до сих пор никто не составил конкуренции.
Как деятель культуры Архипова заслужила мировой авторитет поистине историческими результатами: в качестве организатора и главы ключевых музыкальных проектов своей эпохи, Ирина Константиновна обеспечила лидерство нескольких поколений российских певцов на лучших мировых сценах.
Благодаря ее рекомендациям на стажировке в Ла Скала побывали Зураб Соткилава, Муслим Магомаев, Тамара Милашкина, Владимир Атлантов, Тамара Синявская и другие певцы, составившие славу отечественной и мировой оперы.
Несколько десятилетий Архипова была бессменным председателем жюри Всероссийского конкурса вокалистов имени М.И.Глинки, проходившего в разных городах страны и выявлявшего кандидатов на участие в Международном конкурсе имени П.И. Чайковского, вокальную часть которого она тоже возглавляла долгие годы. Почти все крупные театральные и концертные залы России регулярно становились местом проведения концертов молодых певцов под общим заглавием «Ирина Архипова представляет».
Как создатель и президент Международного союза музыкальных деятелей Ирина Константиновна вела масштабную творческую работу в регионах России и странах СНГ. Благодаря ее инициативной поддержке была восстановлена усадьба С.В. Рахманинова в селе Ивановка Тамбовской области; более 35 лет она проводила ежегодный летний музыкальный фестиваль в городе Осташкове Тверской области – перечень подобных примеров можно продолжить.
Всю эту беспрецедентную многогранную деятельность Ирина Константиновна на протяжении долгих лет вела системно, согласно выверенным планам, подобно архитектору, поэтапно строящему сложные объекты.
Сравнение ее манеры жить и творить с работой архитектора – одно из самых естественных: этой профессией Архипова успешно овладела прежде, чем стала певицей. В определенном смысле ее творческую судьбу тоже можно назвать проектом архитектора – знаменитого Ивана Жолтовского. Именно он предложил создать в МАРХИ вокальный кружок, куда Архипова поступила, будучи студенткой института. В этом-то кружке ее и взяла под опеку опытный музыкант Надежда Малышева, заложившая основы будущего вокального мастерства.
Достойна отдельного исследования тема, как пространственное мышление, составляющее основу профессии зодчего, влияло на архитектонику ее вокальных трактовок, восхищавших музыкантов стройностью пропорций и драматургической убедительностью. А главным реализованным проектом Архиповой, пожалуй, стали не только безупречно исполненные ею партии и созданные ею форматы поддержки молодых певцов, но сама система профессиональных и нравственных ориентиров, живым воплощением которой была Ирина Константиновна. Проблемы своей профессиональной сферы она ощущала как личные и умела брать на себя ответственность за судьбоносные решения.
Именно эта мысль задала тон памятного вечера, сочетавшего праздничную приподнятость с благоговейной собранностью. Все участники стремились соответствовать формуле, прозвучавшей из уст самой Ирины Константиновны с экрана на сцене. «Я старалась петь не только ноты, но смысл», – сказала она в одном из интервью, фрагмент которого подытожил видеоролик с записями выступлений Архиповой в ролях Далилы, Кармен, Марины Мнишек, Марфы и Любавы.
Смысл программы, тактично и продуманно составленной Валерием Гергиевым в полном соответствии с логикой жизни Архиповой, заключался не просто в исполнении ее любимых партий, но в том, чтобы ощутить причастность сегодняшних исполнителей к личности и творческим принципам Ирины Константиновны.
Из тех певцов, чье становление проходило в непосредственном общении с Архиповой, в концерте приняли участие две примадонны. Ольга Бородина в сцене Графини из «Пиковой дамы» Чайковского, восхищая своим коронным бархатным тембром в грозных речитативных фразах и тонкой нюансировкой в арии, предстала той самой красавицей «Венерою Московской», которой Графиня ощущает себя, невзирая ни на что. К такой Графине неприменимы слова Германа: «Вы стары, жить недолго Вам»; произнося их, герой подписывает себе приговор, сам того не сознавая.
Елена Манистина – одна из последних воспитанниц Архиповой, которую Ирина Константиновна выпускала на сцену буквально, сопровождая за кулисами до и после ее дебюта на сцене Большого театра в первой значительной партии. Этой партией была Ульрика в опере «Бал-маскарад» Верди, арию-заклинание которой Манистина выбрала для своего выступления. Но если, дебютируя, она ошеломила мощью и грозной экспрессией звучания, то на этот раз в интонациях Ульрики-Манистиной звучал то пугающий холод потусторонних бездн, к которым обращается ее героиня, то умиротворяющее спокойствие мудрой прорицательницы, видящей судьбу каждого на всю его жизнь вперед.
С самой разнообразной программой в концерте выступила Агунда Кулаева, спевшая четыре ярких номера. Она открыла вокальную часть вечера приветственными фразами Весны из «Снегурочки» Римского-Корсакова, вплетенными в пение птиц в исполнении детского хора. Затем вместе с Александром Красновым исполнила дуэт Любаши и Грязного из первого акта «Царской невесты» Римского-Корсакова, представший полноценно сыгранной сценой спектакля. Перед нами были едва сдерживающий противоречивые страсти герой и до самозабвения любящая его женщина, полная решимости спасать любимого, пусть даже против его воли. А романс Сантуццы из «Сельской чести» Масканьи, где героине Кулаевой довелось сдерживать страдания, контрастировал с фейерверком эмоций финала оперы «Кармен» Бизе, где безудержный темперамент героини оттеняли благородный Хозе в исполнении Олега Долгова, импозантный Эскамильо – Александр Краснов и элегантные обладательницы звучных красивых голосов Гузель Шарипова (Фраскита) и Алина Черташ (Мерседес).
С романтическими страстями контрастировали Третья песня Леля из «Снегурочки» Римского-Корсакова, исполненная Екатериной Сергеевой добродушно, с соответствующей содержанию долей игривости в интонации, а также завораживающий дуэт Кончаковны и Владимира Игоревича из «Князя Игоря» Бородина, позволивший Алине Черташ и Игорю Морозову продемонстрировать красоту тембра своих голосов.
Как лирические интермеццо прозвучали выступления Зинаиды Царенко, обладательницы красивого и сильного голоса, еще только набирающего свои истинные краски. Ее Иоанна в арии «Да, час настал!» из «Орлеанской девы» Чайковского пока не воительница, а смятенная юная девушка, с трудом осознающая масштаб выпавшей на ее долю миссии. Ее Далила в знаменитой арии Mon cœur s’ouvre à ta voix Сен-Санса не обольстительница, а нежная красавица, любующаяся нюансами своего голоса. Самой органичной в исполнении Царенко предстала принцесса Эболи из «Дона Карлоса» Верди, развлекающая дам игривой песенкой о шахе, который приударил за собственной женой, не узнав ее под чадрой. Эта героиня вполне соответствовала светлому жизнеутверждающему характеру голоса певицы, с которым органично сочеталось в припевах звонкое сопрано Гузели Шариповой.
Драматической кульминацией программы стали выступления Ксении Дудниковой. Она настроила публику на серьезный лад песней Азучены из «Трубадура» Верди, а затем предстала трагической Любовью в сцене из «Мазепы» Чайковского, где ее дочерью Марией выступила Анна Шаповалова. Эту труднейшую в интонационном и эмоциональном отношении сцену певицы провели самоотверженно и с честью, не упустив ни единого коварного интервала и не пожертвовав ни единым смысловым акцентом ради сугубо вокального удобства.
Как единый яркий ансамбль звучал в этот вечер хор Большого театра, выразительно живописавший вердиевских цыган из «Трубадура», зрителей корриды в «Кармен», а также многоголосую толпу в сцене казни из Мазепы, одергивающую пьяного казака в выразительном исполнении Ивана Давыдова, а затем подхвативший суровые молитвенные интонации предсмертного прощания Кочубея и Искры в исполнении Дениса Макарова и Ильи Селиванова.
Украсили вечер голоса Детского хора Большого театра, звонко и четко спевшего сцену птиц из «Снегурочки» и лихо соревновавшегося со взрослыми коллегами в финале «Кармен».
Оркестр же на сей раз взял на себя не столь броскую, на первый взгляд, но, по сути, смыслообразующую роль: продемонстрировать ту культуру нюансировки и ощущения музыкальной формы, которая отличала вокальный стиль Архиповой. Не теряясь в ансамблях с солистами и хором, это устремление явственнее всего ощущалось в инструментальных номерах – Вступлении к «Хованщине» Мусоргского «Рассвет на Москве-реке», открывшем первое отделение, а также Интермеццо из «Сельской чести» Масканьи, с которого началось второе отделение концерта.
В этом решении Валерия Гергиева проявилась ключевая тема программы, сопрягающая всех, собравшихся в зале, с художественным миром Архиповой. Дирижируя предельно бережно, по-отечески поддерживая певцов и в то же время подчиняя индивидуальные нюансы той строгой благородной манере исполнения, которой придерживалась Ирина Константиновна, Гергиев, по сути, представил программу концерта как ее музыкальный портрет.
Это почтительное художественное приношение великой певице, высвечивающее и ключевые черты ее исполнительского стиля, и склад личности, и творческие принципы, свидетельствовало, что сегодня, несмотря на разнообразные вызовы времени, есть кому следовать ориентирам и принципам русской академической культуры.