Этот релиз можно назвать событием сразу по нескольким причинам. Во-первых, сам по себе выход в свет записи крупного полотна Максимилиана Штейнберга – уже событие, вызывающее большой ажиотаж. Во-вторых, молодежные оркестры нередко вызывают симпатии меломанов свежестью интерпретации и отсутствием «забронзовелой» статики; в случае же Уральского молодежного симфонического оркестра добавляется и заслуженный авторитет самого коллектива. Главная же сенсация – в том, что молодежный оркестр из Екатеринбурга выпускает альбом на лейбле Fuga Libera, принадлежащем франко-бельгийской компании Outhere music: экстраординарно для нынешних дней, из разряда «неочевидное и невероятное». То, что уральскому коллективу удалось «пробить» культурную стену и презентовать себя в Европе со столь небанальной программой, дорогого стоит.
Имя Штейнберга само по себе достаточно редко появляется на обложках дисков, несмотря на определенный всплеск интереса к его наследию в последние годы: творчество композитора (ученика Римского-Корсакова и учителя Шостаковича, Шапорина, Уствольской и многих других) представляет собой одну из важнейших глав в многоголосной истории русской культуры первой половины XX века. Дружеское общение и взаимные посвящения объединяют Штейнберга с Мясковским, нередко музыковеды сравнивают и их симфонии, находя в них ряд параллелей. Сходство в отдельных моментах бесспорно, но все же у двух композиторов в стиле больше различий, нежели родства: Штейнберг в определенном смысле более «традиционен», в его оркестровых полотнах очевидны отсылки как к симфоническому мышлению Римского-Корсакова, так и к краскам музыкальных сказок Лядова. Уральский молодежный оркестр под управлением Дмитрия Филатова делает акцент именно на этой преемственности, и особая роль в записи отводится тембровым нюансам – в этом аспекте заслуживает высокой оценки индивидуальное мастерство музыкантов духовой и струнной групп. Релиз удивляет (в хорошем смысле слова) спокойным, добротным мастерством всего коллектива – качеством, которого заведомо не ожидаешь от молодых музыкантов. В равной степени убедителен на диске и Шостакович – «хулиганская» сюита из музыки к балету «Болт», исполненная задорно, но не поверхностно. Отметим, что сама запись была осуществлена в Большом зале Свердловской филармонии, и команда звукорежиссеров во главе с Михаилом Спасским с честью выполнила свою часть работы.
В процессе написания этого обзора пришло известие о еще одной сенсации: альбом вошел в ежеквартальный шорт-лист лучших записей в номинации «Оркестровая музыка», отбираемый жюри Премии немецких критиков звукозаписи. Один из судей (Михаэль Кубе) сравнил релиз с сокровищем. Остается лишь присоединиться к этой высокой оценке!