Международная конференция руководителей культуры, которая традиционно проходит в рамках Зимнего фестиваля Юрия Башмета в Сочи, вылилась в масштабную дискуссию о главных проблемах музыкального образования, оркестрового дела, организации концертных/фестивальных проектов, а если говорить в целом, то речь шла о создании единого культурного пространства страны.
Впервые свое веское слово высказали журналисты – участники недавно созданной Ассоциации музыкальных журналистов, критиков и музыковедов (АМЖ). По словам ее генерального директора, главного редактора журнала «Музыкальная жизнь» Евгении Кривицкой, «Ассоциация работает как минимум в двух магистральных направлениях, обсуждаемых на конференции, а именно: способствует созданию единого культурного пространства в России и активно работает над подготовкой новых кадров в сфере музыкальной и – шире – культурной журналистики». Именно поэтому в повестку дня органично вписалась сессия «Как привлечь внимание профессионального сообщества к культурному событию: взаимодействие организаторов с журналистами и критиками».
Встреча ведущих журналистов и руководителей концертного процесса прошла в интерактивном обмене идеями. «Понятие о журналисте как лишь о рефлексирующем элементе процесса безнадежно устарело. Сегодня это не просто пишущий/рассказывающий/снимающий его участник, информационно отражающий то, что делают другие. Это партнер, эксперт, инициатор, а иногда и организатор значимых событий (концертных, фестивальных, театральных)», – так позиционировала профессию обозреватель Радио России Ольга Русанова. А ее мысль о том, что лучше вместе поднимать важные, серьезные темы, будь то увековечение памяти великих соотечественников (например, наименование в их честь улиц и концертных залов) или открытие учебных заведений, вплоть до консерваторий, там, где их нет, вызвала горячее одобрение аудитории. Потому что все почувствовали: мы плывем в одной лодке, и эффект от совместных усилий будет куда большим.
В своем видеовыступлении глава радиостанции «Орфей» и Российского государственного телерадиоцентра Ирина Герасимова определила главные параметры события, привлекающего внимание федеральных СМИ: масштаб, интересная идея, талантливые артисты. Об этом сказала и заведующая отделом культуры «Независимой газеты» Марина Гайкович, которая призналась: «Тема, предложенная для обсуждения, могла бы показаться банальной, простой – пути взаимодействия между прессой и организатором известны: одни организуют мероприятия, информируют журналистов, те принимают информацию к вниманию и освещают события. Но между тем – колоссальное количество нюансов, как раз о них и шла речь. На удивление, в зале (а заседание было третьим, после двух ударных сессий с министрами культуры из разных регионов) собралось очень много слушателей, директоров филармоний и концертных организаций, театров. Вопросы из зала последовали сразу же, и обсуждение получилось живым и очень заинтересованным, поскольку разговор сразу перешел в практическую плоскость». Марина Гайкович рассказала и собственном опыте работы «по ту сторону» (когда была в команде организаторов фестиваля «10 меридиан»). И Марина Гайкович, и Наталья Литвинова, начальник Управления информационного взаимодействия и веб-ресурсов канала «Россия-Культура», подробно объясняли важность личной коммуникации, умении выстраивать горизонтальные связи между пресс-службами и СМИ.
Еще один спикер, Борис Лифановский, концертмейстер группы виолончелей оркестра Большого театра и основатель интернет-портала ClassicalMusicNews, говорил о том, как правильно писать пресс-релизы, чтобы они обратили на себя внимания, насколько важны заголовки и подзаголовки: краткие и яркие. «В силу специфики моей деятельности я редко имею возможность встретиться с коллегами по журналистскому цеху. А личные контакты с участниками музыкального рынка – организаторами музыкальных мероприятий, директорами и пиарщиками – и вовсе скорее роскошь, которая случается еще реже как в силу личной занятости, так и из-за масштабов страны. В этом смысле конференция в Сочи – уникальная возможность сверитьроссийский музы часы и обсудить те вещи, о которых сложно, а иногда и невозможно говорить дистанционно».
Со стороны руководителей активно поддержали диалог с журналистами директора Белгородской филармонии Светлана Боруха, Новосибирской филармонии Анна Терешкова, представители руководства Челябинской областной филармонии Ирина Андреева и Ирина Головина. Заинтересованность в привлечении журналистов в качестве экспертов и партнеров проявили и руководители других филармоний – от Липецка и Томска до Якутска. А Елена Руднева, директор Тульской филармонии, предложила Ассоциации совместно с Союзом концертных организаций России организовать семинар для сотрудников пресс-служб, дабы воплотить в жизнь по горячим следам теоретические постулаты.
Пользу от прямого диалога почувствовали все. Главное, что все участники процесса осознали ценность друг друга и важность, даже необходимость более широкого сотрудничества. Также в рамках конференции (кстати, уже десятой по счету) затрагивались такие темы, как «Концертные организации в союзе со сферой музыкального образования: лучшие практики решения кадровых вопросов» (совместно с Ассоциацией музыкальных образовательных учреждений), «Лицензирование музыки» (совместно с Российским музыкальным союзом), «Культурные проекты, меняющие лицо регионов», «Актуальные вопросы деятельности концертных организаций на современном этапе» (совместно с Союзом концертных организаций).
Ну а организаторами сессии АМЖ выступили также Российский музыкальный союз и Русское концертное агентство под руководством Дмитрия Гринченко – главного локомотива всего фестиваля.