23 минуты чистого драйва События

23 минуты чистого драйва

Знаменитая «Свадебка» стала кульминацией очередного концерта цикла «Весь Стравинский»

Не лукавил Ярослав Тимофеев, автор и ведущий масштабного цикла «Весь Стравинский» в Московской филармонии, когда говорил, что, если ввести в любой интернет-поисковик слово «свадебка», можно получить только то, что касается выдающейся и новаторской для начала XX века музыки Игоря Стравинского, и больше ничего. Однако уменьшительно-ласкательная и очень даже разговорная форма слова «свадьба», конечно, была распространенной, любимой и популярной в стародавние времена. Возможно, композитор вдохновлялся и «веселой свадебкой» из пушкинской «Русалки», на сюжет которой Даргомыжский в свое время создал оперу. Так или иначе, «Свадебка» как яркое название произведения прочно закрепилось именно за Игорем Федоровичем и действительно стало знаковым в его творчестве.

Пожалуй, сложно подтвердить мысль Ярослава Тимофеева о том, что на одной высокой ступени вместе со «Свадебкой» в наследии композитора стоит неоклассицистский Октет для духовых инструментов (1923). Да, нельзя не ценить оригинальный состав и любопытную «игру» с барочным музыкальным языком, а также Октет вполне сравним со «Свадебкой» по безусловной театральной эффектности, присущей обоим произведениям, но все же «весовые категории» у них разные. И лишь еще два момента из комментария к программе внутреннее противоречие все же вызывали, хотя на этот абонемент можно ходить даже только ради одного вдохновения на подобные дальнейшие рассуждения – почва благодатна. Думайте и решайте сами, можно ли согласиться с тем, что Стравинский, начав свой путь «жарко», постепенно «охлаждается»? Странный тезис, если вспомнить, что в 1950-х будет и балет «Агон», и опера «Похождения повесы». Наверняка подразумевался период 1930-х годов, но и здесь не все так однозначно. Второй «момент» касается вновь «Свадебки», и он уже концептуальный. После концерта прошло несколько дней, а конкретного «да» или «нет» в ответ на утверждение о том, что «Свадебка» – это не прекрасная Россия прошлого или будущего, а вымышленная Россия из фантазий, так и не появилось. И, скорее всего, не появится… Каждому чудится и слышится в музыке всегда что-то свое, а в условном «патриотическом» аспекте это проявляется еще острее – особенно сейчас, такие уж времена.

 

Успех концерту в первую очередь обеспечили отличные музыканты: октет солистов, ансамбль ударных и квартет валторн РНМСО, а также хоровой ансамбль Questa Musica, показавший высший пилотаж владения разными стилями в трех акапельных духовных хорах и «Подблюдных» крестьянских песнях, которые прозвучали в самом начале вечера и удачно проложили «мостик» к «Свадебке».

Дирижеру Филиппу Чижевскому удивительно близка музыка Стравинского: он ее понимает и тонко чувствует. Для разучивания и исполнения ему хватает и музыкальности, и своих специфических приемов, напоминающих не то что театральность, а даже некую «карнавальность» в ее бахтинском смысле. А также чисто технической профессиональной грамотности, ведь ритмы и вертикали у композитора – это пусть грандиозные и сильно воздействующие на слушателя, но все же сумасшедше-трудные головоломки. К счастью, всю внутреннюю сложность конкретно «Свадебки» талантливо от публики скрыли замечательные певцы. Сопрано Анжелика Минасова была главной героиней и почти вторым дирижером происходящего, и даже без хореографии и мизансцен на сцене у нее все равно получался театр. Однако в энергетике и в органичном существовании внутри стремительно развивающегося свадебного обряда никто ей не уступал. Темпераментно и, что называется, «богато» звучала меццо-сопрано Юлия Вакула, выразительно и с четкой дикцией пел тенор Алексей Татаринцев, отрадно было слышать и настоящий звучный бас Николая Диденко.

«Свадебка» оркестрована для ансамбля ударных и четырех роялей, причем пианисты также выступают отчасти в роли «ударников» – такова в партитуре задача рояля как инструмента по композиторскому замыслу. Михаил Турпанов, Сергей Каспров, Алексей Мельников и Арсений Тарасевич-Николаев в этом смысле во имя искусства пошли не на самый амбициозный для себя эксперимент, за что им большое спасибо. Фортепианные партии по сложности разные, но слушатель в зале вряд ли это заметит, преобладание громкой динамики и вообще звуковых мощностей в этой музыке и делают свое правильное дело, здесь на полном серьезе о пресловутом балансе не поговоришь, ведь на первом плане стихийность и строго зафиксированная в партитуре импровизационность. Итог – 23 минуты чистого драйва, не просто впечатляющего слушателей, а магически поместившего их в самую гущу архаичного страстного свадебного обряда, энергию которого, несомненно, все мы по-настоящему испытали в тот вечер.

Ятага, квартет флейт и симфонический оркестр События

Ятага, квартет флейт и симфонический оркестр

В Улан-Удэ прошел зимний фестиваль «Созвездие молодых»

Переосмысление Бетховена События

Переосмысление Бетховена

В Челябинске стартовал концептуальный цикл симфонических концертов

О маятнике авангарда События

О маятнике авангарда

В Московской филармонии стартует третий сезон абонемента Musica sacra nova

Барышня-вдова и гений-хулиган События

Барышня-вдова и гений-хулиган

Медиамистерия Ираиды Юсуповой в мемориальной квартире Святослава Рихтера