Переосмысление Бетховена События

Переосмысление Бетховена

В Челябинске стартовал концептуальный цикл симфонических концертов

С приходом в Челябинскую филармонию нового главного дирижера и худрука симфонического оркестра Алексея Рубина творческая жизнь коллектива заметно оживилась. То, что сейчас часто встречается в столичных программах – интерактив со слушателями, театрализация и синтез искусств, концептуальность в подборе сочинений, – все это внедряется сейчас в деятельность симфонического оркестра. Так, накануне концерта, о котором дальше пойдет речь, состоялась открытая репетиция, где Алексей Рубин репетировал первую часть «Героической» симфонии Бетховена, рассказывая о музыке, объясняя трактовку, темпы, причину тех или иных нюансов. Зрители были в восторге и репетицию обсуждали чуть ли не больше, чем грядущую программу, открывавшую цикл «Бетховен. Переосмысление».

Автору этих строк выпала честь сказать слова преамбулы со сцены Большого зала имени С.С. Прокофьева и объяснить, в чем идея и что планируется переосмыслить. С одной стороны, каждое исполнение музыки предполагает интерпретацию, то есть то самое переосмысление. С другой – в течение трех лет состоится девять концертов, в каждом из которых будет звучать современное сочинение, связанное с творчеством Бетховена. То есть нынешние композиторы вступят в диалог с классиком. В Челябинске познакомятся с сочинениями Алексея Ретинского, Алана Кузьмина, Настасьи Хрущевой, Владимира Горлинского. Они будут специально написаны по заказу оркестра.

А вот открыл первый вечер опус нашего живущего классика – Родиона Щедрина, который давно ведет диалог с Бетховеном. В каталоге Щедрина есть Прелюдия к Девятой симфонии Бетховена, Вариация на тему Диабелли, а также «Гейлигенштадтское завещание Бетховена» – сочинение 2008 года, созданное по заказу Мариса Янсонса и Симфонического оркестра Баварского Радио. Они же стали первыми исполнителями, и их интерпретацию композитор посоветовал послушать челябинским оркестрантам и дирижеру, и вообще с большим одобрением отнесся к инициативе Алексея Рубина взяться за эту партитуру. Дело в том, что в России «Завещание» играли один раз, на юбилейном концерте в Москве в 2012 году, и вот теперь – второй раз, в Челябинске.

В основе замысла Щедрина – идея выразить переживания Бетховена, понявшего невозможность излечения глухоты и, будучи на грани самоубийства, искавшего опору в творчестве. Поэтому в музыке все время контрастируют грозные, диссонантные созвучия и тишайшие, как отзвук, мотивы, сложенные из интонаций тем «Героической» симфонии. Это филигранная с точки зрения композиторского мастерства партитура была тщательно проработана и исполнена с большим вдохновением и экспрессией. Особенно много испытаний досталось духовым инструментам, но музыканты справились достойно, практически без потерь. Щедрин, прослушав запись трансляции, отметил высокий уровень солистов – особенно валторниста Артема Киршанкова, у которого ответственное соло в конце сочинения, первого трубача Георгия Воронина, тромбониста Ильдара Манасыпова, и в целом одобрил то, как Алексей Рубин осмыслил и переосмыслил «Завещание»: «Ваша дирижерская воля, ощущение внутреннего драматизма, умение диктовать оркестру ваши идеи мне очень близки. Желаю вам больших успехов и передаю благодарность всему оркестру».

После такого драматичного пролога Четвертый концерт Бетховена воспринимался как переключение в сферу «легкой» музыки. Хотя, как известно, вторая часть произведения связана с образами Орфея и его диалога с фуриями, которых он умоляет пропустить его в ад. Да и в первой немало драматичных моментов, и лишь финал утверждает дансантность и оптимистический взгляд на жизнь. За свет, чистый звук отвечал солист Юрий Фаворин – он не принадлежит к виртуозам-тяжеловесам, его обаяние в другом – в хрустальной прозрачности туше, в струящейся технике пассажей, в непринужденной фразировке, словно он сам за роялем сочиняет эту музыку на глазах публики. Для него Бетховен – не революционер, а мыслитель, ищущий тот самый моральный закон внутри себя и внутреннюю гармонию. Оркестр под управлением Алексея Рубина сделал все, чтобы быть на одной волне с солистом, в идеальном ансамбле и балансе. На бис Фаворин против ожидания не стал играть Бетховена, а одарил челябинцев малоизвестной пьесой из цикла «Картины-настроения» Рихарда Штрауса, вновь впечатлив ворожбой звуков.

Кульминационным пунктом вечера стала «Героическая» симфония – серьезный показатель нынешних возможностей оркестра. Среди нововведений, затеянных Рубиным, – приглашение концертмейстеров из столичных коллективов для участия в репетициях и в собственно концертных исполнениях. В этот раз приехало пять струнников – они проводили работу со скрипачами, альтистами, виолончелистами и контрабасистами, и результат не замедлил проявиться. Феерически виртуозные темпы, которые позволил задать дирижер, были выдержаны с большим запасом прочности – причем не только струнниками, но и абсолютно всеми музыкантами. Оркестр блистал и даже чуть-чуть бравировал легкостью, полетностью, которая давалась без всякого видимого напряжения. Перипетии борьбы героя, похоронная процессия, картины сельской жизни и завершающая цепь вариаций с контрдансами, янычарской музыкой и финальным апофеозом – все получилось зримо, живописно, стильно. Очевидно, что Алексей Рубин «держал в уме» манеру аутентистов: преувеличенно четкие акценты, резкая смена динамики, широкая амплитуда звучности – от еле шелестящего пиано до мощного тутти. Можно было бы подискутировать с некоторыми темпами – например, Траурный марш часто играют медленнее, подчеркивая вселенскую трагедию события. Рубин предпочел благородную сдержанность, без рыданий напоказ. Возможно, маэстро пока решил, что важнее собрать форму целого и за счет энергичной пульсации удержать внимание слушателей. Так или иначе, впереди у маэстро долгий путь с симфониями Бетховена, и наверняка к Девятой многое будет пересмотрено, как, собственно, и обещает заголовок цикла. А пока по российской традиции стоит поздравить с удачным почином и заметным качественным рывком, совершенным коллективом в этом сезоне. Впереди много интересных планов, готовится большой фестивальный проект, а это означает, что расстаемся мы с Челябинским оркестром и его новым руководителем ненадолго.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»