Название коллектива переводится с итальянского как «мурашки по коже», и смысл достаточно прост – желание исполнить малоизвестные широкой публике сочинения так, чтобы у нее «мурашки по коже» побежали. Дебютный концерт был приурочен к грядущему юбилею Аарона Копленда и состоял преимущественно из сочинений, написанных в стиле спектрализма и минимализма.
Отметим, что в отечественных условиях программы современной музыки нередко собирают лишь ценителей: такие концерты становятся подчас своеобразными «мистериями» ордена посвященных в новейшую композицию. В случае вечера в Галерее Нико впечатление было скорее противоположным: заполнившая зал публика казалась достаточно демократичной. Важной составляющей успеха стали и артистичные комментарии руководителя ансамбля Николая Шугаева – его подробный рассказ о каждом из исполненных произведений сделал их намного более понятными и близкими восприятию рядового слушателя; пожалуй, именно такой «разъяснительной работы» сейчас остро не хватает на многих подобных событиях.
Открывался концерт, впрочем, Concerto grosso Чарльза Ависона, композитора XVIII века: в его теоретических трудах рассуждения о тембре отдаленно предвосхищают идеи XX века. Первым же собственно «современным» сочинением программы стала работа Тристана Мюрая Feuilles à travers les cloches – изящный спектральный «перевертыш» одного из «Образов» Дебюсси, исполненный необычайно тонко, с послевкусием от созерцания изысканного пейзажа импрессионистов, выполненного, однако, не красками, а звукописью тембровой игры. В последовавших за ним минималистичных «Желтых страницах» (Telephone Book. Yellow Pages) Майкла Торка исполнители, наоборот, стремились подчеркнуть живой юмор, с которым комбинация букв телефонного справочника, соотносимая с латинскими буквенными обозначениями нот, многократно обыгрывается в партиях всех участников.
Главным сюрпризом концерта стало исполнение сочинения самого Николая Шугаева – вокального цикла «Пять японских хайку», представленного восходящей звездой Дилярой Калимуллиной (сопрано) и пианистом Тимофеем Долей. Участие последнего в вечере в целом стало неожиданностью для публики: до этого дня молодой музыкант выносил на сцену преимущественно классико-романтический репертуар. Столь масштабное «вторжение» в зону современной музыки стало для Тимофея Доли первым подобным опытом, но «первый блин», вопреки пословице, в ком не превратился, а скорее наоборот: музыкант был безупречно убедителен в новой для него сфере. Сочетание высокого пианистического мастерства и интеллектуального поиска в пианистическом стиле Доли оказалось в этот день «выстрелом в десятку»: пианист, участвовавший в исполнении всех номеров концерта, стал, наряду с Николаем Шугаевым, одним из главных героев вечера. Подчеркнем, что и сами по себе «Пять японских хайку» вполне убедительно смотрелись в ряду уже испытанных временем шедевров.
Кульминацией концерта стало второе отделение, полностью отведенное под камерную версию легендарной «Весны в Аппалачах» Аарона Копленда. Ансамбль Pelle d’oca, кажется, сделал определенный акцент на хореографической подоплеке появления этого сочинения, исполнив его динамично, задорно, коллажно: удивляла слаженность ансамбля, неожиданная для коллектива, находящегося еще в «младенческом» возрасте.
Музыкальный обозреватель, освещающий концерт любого новоиспеченного оркестра или ансамбля, чувствует себя обязанным дать музыкантам определенную «фору», избегнув слишком прямолинейной, пусть и справедливой, критики. В данном случае этой дилемме не было места: казалось, что музыканты играют вместе как минимум несколько лет. Появление в России такого ансамбля – настоящая удача для всех тех меломанов, чей слух открыт экспериментам и поиску нового. «Сфинкс» современной музыки в прочтении Pelle d’oca задает вполне посильные для рядового слушателя загадки.