Вокальная группа «Камерата» <br> Арт-ансамбль Тима Дорофеева <br> Сказки про любовь <br> ArtBeat Music, Мелодия Релизы

Вокальная группа «Камерата»
Арт-ансамбль Тима Дорофеева
Сказки про любовь
ArtBeat Music, Мелодия

Запись совместного выступления на Архангельском джазовом фестивале белорусского вокального фолк-коллектива и местного звездного джаз-ансамбля. «Сказки про любовь» — демонстрация синергии жанров, которые оказываются близкими родственниками. Как‑то сразу становится ясно, что это будет не совсем джаз и не совсем фолк, да и авангардных изысков тоже ждать не нужно, хотя импровизаций и перекличек жанров в музыке хватает. Альбом нацелен на демонстрацию вокальных умений белорусских музыкантов, «Камерата» поет, показывая отличные джазовые кондиции. Инструменталисты же играют, словно знают фолк-материал, как родной, впрочем, так оно и есть. Но этническая составляющая определяет стиль, тем более что архангельские джазовые виртуозы много играли музыки с влиянием народной традиции. Арт-ансамбль Тима Дорофеева имеет понятную линию развития, она соединяет мастерство музыкантов и любовь к корням, как инструментальным, так и социальным, фольклорным. Можно вспомнить изысканно нежный альбом Арт-ансамбля «Пинега — река времени» (2023), где с ними тоже записаны народные исполнители, или альбом «Глубоко, глубоко» (2022) Сергея Старостина со звездами фестиваля «Международные дни джаза — 2019» в Архангельске. Эти записи решали подобную задачу, но несколько иначе.

На гейтфолде — развороте обложки CD — ансамбли сфотографированы по отдельности. Запись же звучит как совершенное единство, музыканты делают шаг навстречу друг другу, находят у фолка и джаза единство эстетики и естественную свободу самовыражения. Интересно, что у проектов были разные, свои саунд-режиссеры, то есть согласие и понимание достигалось не только на сцене, но и перед звуковым пультом. Программу концерта формировали, не опасаясь длинных композиций, но и не усложняя музыкальный язык. Ансамбль Дорофеева имеет уникальный опыт: он известен и альбомами фри-джаза для британского лейбла Leo Records, и победой во вполне медийной программе Вадима Эйленкрига «Квартет 4×4» на ТВ-канале «Культура». Джазмены играют и соло, и плясовые, вокалисты вволю импровизируют, и все это организовано и выверено. Возможно, дело и в точной, почти ювелирной работе ударных, запись — одна из последних, сделанных с участием знаменитого архангельского барабанщика Олега Юданова (альбом посвящен памяти музыканта).

Аранжировки дарят настоящий пир слуху. Граница между жанрами стерта бесповоротно: понять, когда заканчивается фолк-многоголосие и начинается джазовый скэт, малореально, да уже и не нужно. Отлично сыграны традиционные для джаза инструментальные соло — запоминаются лидирующие бас и ударные. Они не выводятся на первый план, а звучат как подарок тому, кто заинтересован и внимателен. Соло же аккордеона просто взрывает восприятие, уходя в эстетику раннего фьюжна. Треки «На солнечном исходе» и «Сказки про любовь» можно даже определить как этно-лаунж. Они создают ощущение чуть ли не уровня Deep Forest, притом что запись исключительно «живая», концертная и именно в этом и ее дух, и смысл.