В октябре Джону Андерсону, одному из столпов мирового прог-рока, исполнилось восемьдесят лет. Мастер отметил юбилей достойно, выпустив двумя месяцами ранее альбом с символичным названием True («Истинный», «Подлинный»), для записи которого подключил американский кавер-квинтет The Band Geeks, возглавляемый Ричи Кастеллано из Blue Öyster Cult. Выражение The Band Geeks буквально означает «Фанаты группы». Какой? Да той самой, которую Джон выпестовал полвека назад.
Yes — явление уникальное. Претерпевая многократные кадровые перестановки, этот коллектив, в отличие от большинства рок-динозавров, старался придерживаться однажды выбранного пути (если не считать трех-четырех «припопсованных» LP, впрочем, весьма интересных), не ронял планку и не терял аудиторию. Напротив, он ее приобретал, вовлекая в «музыку сфер» очередных неофитов. При этом первую скрипку всегда играл вокалист Джон Андерсон. Человек субтильного телосложения (рост 165 см) и хрупкого здоровья, обладающий ангельским голосом (альтовый тенор, как считает он сам), Андерсон сумел подчинить своей железной воле команду единомышленников, которые вознесли йесовский прогрессив до эмпирейских высот. Однако в 2008‑м фронтмен покинул состав — то ли «по идейным соображениям», то ли из-за болезни… С тех пор под брендом Yes, а лучше сказать, Yes Family, вышло четыре пластинки (в 2011, 2014, 2021 и 2023 годах). Они прекрасно спродюсированы, ярко оформлены (фантазия господина оформителя Роджера Дина не знает границ), но их нельзя назвать реинкарнацией великой группы, они скорее ее клон.
И вот Андерсон выдает «подлинный» гигант — и это не фигура речи. «Такую запись могла бы выпустить группа Yes, если бы она не распалась», — говорит он, тонко намекая на то, что вся музыкально-текстовая ткань для True раскроена по его лекалам. С распадом Джон, конечно, хватил через край — Yes еще на плаву. Но по существу он прав!
Неизменный, узнаваемый голос звучит без напряжения, льется легко и ровно, а виртуозы из The Band Geeks практически неотличимо, до обертонов, воспроизводят йесовский саунд «золотой» и «платиновой» поры. Умопомрачительные «гибсоновские» пассажи Стива Хау и его же камерная «нейлоновая» акустика, обволакивающий бас Криса Сквайра, церковный орган и галантный вёрджинел Рика Уэйкмана — здесь можно найти все, к чему мы привыкли на Fragile, Close to the Edge, Going for the One, Tormato и (чего уж там!) Tales from Topographic Oceans…
И все‑таки разница существует. Слушая классический Yes, хочется глубже погружаться в сотворенный музыкантами мир, с The Band Geeks этого нет. Осознание приходит довольно быстро: «фанаты» — великолепные имитаторы, но они всего лишь стразы, а бриллиант здесь только один — Джон Андерсон.
На альбоме девять композиций, среди которых выделяются Counties and Countries («Графства и страны») и Once Upon a Dream («Однажды во сне») длительностью десять и шестнадцать минут соответственно. Эпическая Once Upon a Dream, казалось бы, должна стать апофеозом альбома, ее финалом. Но за ней, словно бонус, идет простенькая четырехминутная Thank God («Спасибо, Господи»), которую восьмидесятилетний Джон, Дитя Добра и Света, написал и спел для своей жены. «В 2008‑м я фактически умер у нее на руках, — говорит он. — Когда я пою Thank God, я пою о том времени, когда я только видел ее в своих медитациях. И, когда я ее встретил в реальной жизни, я просто взял ее за руку и сказал: я люблю тебя, Джейн, мы должны быть вместе».