Mahler. Symphony № 3 <br> Semyon Bychkov <br> Czech Philharmonic Orchestra Pentatone Релизы

Mahler. Symphony № 3
Semyon Bychkov
Czech Philharmonic Orchestra Pentatone

Из всех симфоний Малера Третья считается самой сложной по замыслу. После многократных ревизий композитор остановился на концепции ницшеанско-гётевской высшей гармонии путем обожествления природы. Эта тема поднималась им ранее в Первой симфонии и в вокальном цикле «Волшебный рог мальчика», но теперь она становится архиидеей, которая определяет и содержание, и строение произведения. Третья симфония написана в самый светлый, наполненный радостью период творчества Малера, и он сам считал эту музыку лучшей. Тем не менее по сравнению с другими малеровскими опусами Третья звучит не столь часто, поскольку огромная продолжительность и необычная шестичастная структура с включением хора и солистки представляет определенные сложности для дирижеров. Нет какого‑то единого мнения, как подходить к интерпретации этого грандиозного сочинения — во множестве классических записей Бернстайна, Караяна, Барбиролли, Клемперера, Шолти и других везде есть разного рода изменения в тексте оригинала. В частности, различается длительность первой части, где разница доходит до десяти минут.

Представляется, что Семен Бычков с Чешским филармоническим оркестром, которым он руководит с 2018 года, тоже были озабочены, как выстроить драматургию полуторачасовой симфонии. Если охватить все части в целом, то общий характер движения скорее неспешный, размеренный. Бычков в точности отображает холерические метания малеровской ритмики, но при этом слышно, что он дает «продышаться» медленным разделам и не торопит быстрые. Так, в финале сохраняется торжественно неторопливый характер вплоть до последних тактов, где многие другие дирижеры, как, скажем, Шолти, не выдерживают и подгоняют оркестр.

Качество звука этой записи высочайшее (старым записям Малера этого очень недостает). Благодаря отличным акустическим условиям Дворжак-холла в Праге и профессионализму оркестрантов удается не только безошибочно проинтонировать все сложные места (особенно отметим соло «почтового рожка» в третьей части в исполнении Вальтера Хофбауэра), но и вывести на передний план мелодические линии, которых в живых записях может быть не слышно. Это в первую очередь касается туттийных кусков, где можно, наконец, услышать не только медные духовые, но и другие инструменты.

В этой интерпретации, как кажется, сложилась полная гармония между дирижером и исполнителями. Пражский филармонический хор и детский хор Pueri gaudentes в пятой части создают по-настоящему ангельскую атмосферу своими матовыми, немного отрешенными тембрами, в то время как в четвертой части, где Малер обратился к стихотворению из трактата Ницше «Так говорил Заратустра», глубоко субъективная и эмоциональная манера пения шотландской певицы Катрионы Морисон, обладательницы главного приза «Кардиффских голосов» 2017 года, соответствует идее Малера, показывающего, как постепенно из глубинной, первозданной тьмы вырастает человечность.

Эта запись оставляет чувство удовлетворения, какое бывает от созерцания хорошо сконструированного здания или композиционно продуманной картины. Без сомнения, Семену Бычкову, уже больше двух десятилетий играющему Малера со многими именитыми коллективами, можно довериться.