Medtner <br> Geweihter Platz | Sacred Place <br> Complete Songs, Volume 5 <br> Ekaterina Levental & Frank Peters <br> Brilliant Classics Релизы

Medtner
Geweihter Platz | Sacred Place
Complete Songs, Volume 5
Ekaterina Levental & Frank Peters
Brilliant Classics

Николай Метнер — пример композитора, чье творчество при жизни воспринималось как ретроградное, но в начале XXI века неожиданно вступило в резонанс с внутренним миром современного человека: мы наблюдаем настоящий расцвет интереса к музыке скромного гения, соединившего в своем творчестве две великие культуры — русскую и немецкую. В большей степени это касается фортепианных сочинений, вокальные же опусы, за исключением ряда репертуарных произведений, намного меньше известны широкой публике. Исправить ситуацию решили меццо-сопрано Екатерина Левенталь и пианист Франк Петерс: их долгосрочный проект записи всех вокальных сочинений композитора успешно завершился с выходом пятого по счету диска.

Выбор программы для финального релиза проекта подчеркивает концепцию целого: сочинения на слова Ницше и Гёте соседствуют здесь с последним опусом композитора — циклом из восьми песен, большинство которых написано на гениальные строки русских поэтов. Метнер для Левенталь и Петерса в равной степени и музыкант, и мыслитель, откликающийся в первую очередь на современные ему идеи; по меткому замечанию исполнительницы, композитор в своем творчестве ограняет музыкой философскую мысль, превращая ее в совершенный кристалл, амальгаму русской и немецкой интеллектуальных традиций. Кроме того, полный сет вокальных сочинений Метнера означал для артистов и фундаментальную текстологическую работу, и изучение литературных источников, и поиск по архивам. Ценность завершенного проекта в этих аспектах сложно преувеличить.

В остальном же у релиза есть и сильные, и слабые стороны. Так, хочется отметить работу Франка Петерса: концертмейстер здесь не просто «тень певца», но равноправный партнер, демонстрирующий отточенность в деталях и колористическое мастерство. Высоко оценят знатоки и тонкость нюансировки в пении Екатерины Левенталь, ее отрешенность от внешнего и сосредоточенность на философской глубине метнеровского творчества. Одновременно с этим четкость в артикуляции слов у исполнительницы, к сожалению, не всегда присутствует в должной степени, в том числе и в родном для нее русском языке. Наименее удачна, однако, работа звукорежиссера — баланс вокальной и фортепианной партий часто нарушается в пользу инструмента, и не ясно, является ли это задуманным исполнителями эффектом (не вполне убедительным) или же странным упущением.

Релиз Екатерины Левенталь и Франка Петерса, безусловно, можно считать событием в мире звукозаписи, и в других обстоятельствах он (вместе с предыдущими выпусками) вполне мог бы выйти в свет как элитарное коллекционное издание. Он не утверждает каких‑либо незыблемых истин, а скорее является приглашением к погружению в сложный и многогранный мир вокальной музыки Метнера: открытия в нем ждут будущие поколения музыкантов.