Brett Dean <br> In spe contra spem, <br> Viola & Cello Concertos and Orchestral Works <br> LPO Релизы

Brett Dean
In spe contra spem,
Viola & Cello Concertos and Orchestral Works
LPO

В прошлом альтист Берлинского филармонического оркестра, Бретт Дин сделал мировую карьеру как композитор; одним из ее пиков стала постановка оперы «Гамлет» в Глайндборне (2017). В спектакле участвовал Лондонский филармонический оркестр под управлением Владимира Юровского, и вскоре Дин был приглашен коллективом на позицию композитора резидента (2020–2023). Именно в этот период записан двойной альбом, охватывающий творчество Дина за четверть века. Здесь целый дирижерский парад: помимо Юровского, это Энрике Маццола и Ханну Линту, а также Эдвард Гарднер и Карина Канеллакис — нынешние главный и главный приглашенный дирижеры коллектива.

Окруженные оркестровыми пьесами от 4 до 12 минут длиной, на альбоме выделяются четыре крупных сочинения. Все они созданы за последние годы, кроме Альтового концерта (2004), впервые исполненного и записанного самим Дином; теперь его сыграл Лоуренс Пауэр, альтист не менее блистательный. В комментарии автор говорит, что альтовому репертуару свойственны меланхолия, дух неповиновения, мрачность — при недостатке веселья и позитивной энергии. Энергии концерту хватает: повествование разворачивается с такой скоростью, что слушатель часто не успевает перевести дух. Хватает и меланхолии, особенно в последней из трех частей; в середине второй и тембр альта, и «отвязность» солиста ассоциируются скорее с электрогитарой — «как если бы Пауль Хиндемит играл в группе у Тома Уэйтса», по словам автора. Музыка драматичная и конфликтная, лиричная и распевная, от которой поет душа.

In spe contra spem для двух сопрано с оркестром — самое новое сочинение: в 2023‑м состоялась мировая премьера, которая и запечатлена здесь. Это ключевой эпизод задуманной, но пока не написанной оперы о противостоянии королев Елизаветы и Марии Стюарт. Вслед за Шиллером и Доницетти Дин предлагает нам их воображаемый диалог; Эмма Белл и Эльза Драйсиг разыгрывают его с невероятной театральностью, хотя театральна в первую очередь сама музыка. По силе драйва поначалу это практически рок — яркой краской служит тембр клавесина, зачастую исполняющего чисто ритмические функции. Разговор идет на двух языках — английском и французском, что создает дополнительное напряжение, особенно когда тон беседы становится обманчиво спокойным. Ее рефрен — фраза In spe contra spem из Послания к Римлянам: «Надежда, когда надеяться не на что».

О надежде еще в 2011 году говорил и виолончелист Альбан Герхардт — надежде на то, что Бретт Дин напишет Виолончельный концерт; это случилось семь лет спустя. По словам Дина, концерт основан на идее сотрудничества, а не соперничества, и примечателен присутствием электрооргана Хаммонда. Вправду, орган добавляет неожиданное измерение сочинению «в одной части, но в пяти эпизодах». Первые два разворачиваются так свободно, будто сочиняются в реальном времени; куда динамичнее третий, который можно принять за финал, однако лишь в четвертом повествование вырывается на волю: солист будто бежит впереди, оркестр догоняет и перегоняет; пятый — тихая и задумчивая кода безо всякого подвоха.

Альбом завершается концертом для баяна с оркестром The Players, основанным на сцене из «Гамлета», где приезжими актерами исполняется пьеса «Мышеловка». Помимо завораживающего сочетания тембра баяна с оркестровыми инструментами, концерт приковывает внимание призрачностью звучания. Различие внешнего и глубинного смыслов «Мышеловки» блестяще воплощено в музыке, не иллюстрирующей события, но конструирующей новую реальность. Солист Бартош Гловацки не просто исполняет виртуозную партию, но искушает, шепчет, дразнит, интригует, оплакивает. Таким же многоликим предстает на альбоме и Бретт Дин.