Выпускать альбомы под Рождество — давняя традиция среди поп-исполнителей. Великолепные сборники рождественских песен, в том числе блюзов, оставили Элла Фитцджеральд и Луи Армстронг, Джеймс Браун и Рэй Чарльз, Джон Ли Хукер и Би Би Кинг. Не остался в стороне и «крестник» последнего — Джо Бонамасса, самый плодовитый и, пожалуй, наиболее даровитый представитель американского белого блюза. В ноябре 2024 года он выпустил цифровой альбом Lonely Christmas Eve («Сочельник в одиночестве»), который, строго говоря, оригинальным считать нельзя: LP, включающий пятнадцать треков, в сущности, является «перетасовкой» LP 2023‑го (Merry Christmas, Baby). К новому рождественскому альбому Джо добавил лишь один трек — Lonely Christmas Eve, который дал название всей коллекции.
Эта мелодичная песня, рассказывающая о том, как грустно встречать Рождество без друзей и подруг, написанная Бонамассой в паре с Джеймсом Хаусом, довольно далека от R&B; она исполнена в софт-роковой манере и вполне могла бы украсить пластинку, скажем, Дона Хенли, Боба Сигера или Джона Фогерти поздней поры. Однако на этом «легкость» заканчивается, и Джо выдает целую обойму блюзов, опоясанных, словно гирляндами, искрометными соло. За напористым Bring Back My Cadillac и головокружительным семиминутным Christmas Boogie (One Little Kiss) с цитатами из Jingle Bells (оба — сочинения Джо) следуют рождественские стандарты: мощный, густого замеса Merry Christmas, Baby, написанный Лу Бакстером и Джонни Муром в 1947 году; Santa Claus Is Back in Town (1957) от легендарного дуэта Джерри Либера и Майка Столлера, поставлявшего хиты для самого Элвиса; и Christmas Date Blues, сотворенный не менее легендарным «Большим» Джо Тёрнером в 1948‑м.
Все это пиршество, словно музыкальный антракт, разбавляет вещица Hello Christmas, с непременными колокольчиками (те самые jingle bells), где Джо берет таймаут и передает микрофон авторам этого милого пустяка — Диону и Эми Грант. Но классика на этом не исчерпывается. Бонамасса обретает второе дыхание и с прежней одержимостью продолжает знакомить нас с образцами рождественских блюзов. Раздается Lonesome Christmas — еще один заокеанский стандарт, принадлежащий перу Лоуэлла Фулсона и вознесшийся до седьмого места в чарте R&B 1950 года. Неукротимый, размашистый саунд как‑то не очень вяжется с темой одинокого Рождества, уже затронутой в заглавном треке. Так и хочется крикнуть: «Hey Joe! Не пора ли притормозить?»
И он меняет пластинку! Словно по мановению волшебной палочки восходит O Holy Night Адольфа Адана (дада, автора «Жизели») — гимн Рождеству, где от «Гибсона» Бонамассы исходят переливчатые, буквально осязаемые пассажи, подобно лучам от Вифлеемской звезды. Классическую тему продолжает God Rest Ye Merry, Gentlemen («Храни вас Господь, джентльмены») — английская рождественская песня, самая ранняя версия которой была найдена в анонимной рукописи и датируется началом 1650‑х годов. «Храни вас Господь, джентльмены. Пусть ничто вас не тревожит, помните, что Христос появился на свет в Рождество, чтобы спасти бедные души от власти сатаны». В традиционном хоровом исполнении эта песня звучит жизнеутверждающе, почти воодушевленно; у Бонамассы же акустическая гитара придает произведению балладный, почти исповедальный характер.
Не совсем понятно, для чего после такой очаровательно интимной пьесы вновь бушуют разудалые блюзы: дионовский You Know It’s Christmas (в исполнении автора) и Christmas Comes But Once A Year корифеев R&B 1950‑х Амоса Милберна и Альберта Шуберта. Тем не менее альбом венчают (и слава богу) оркестровая версия O Holy Night и «ирландский» вариант God Rest Ye Merry, Gentlemen. Он отличается от английского деликатной добавкой волынки и вистла. Достойное завершение. Спасибо, Джо. Да хранит тебя Господь.