Американский гитарист Джефф Паркер не нуждается в особом представлении. И все же пара обязательных слов о нем. Музыкант давно стал неотъемлемой частью авант джазовой сцены Чикаго, параллельно играя в электронном пост панк проекте Tortoise. Вместе с другой легендой чикагской импровсцены Робом Мазуреком Паркер основал группу Isotope 217, а перечислять его заслуги в качестве сайдмена можно бесконечно. В последние годы имя музыканта снова на слуху — во многом благодаря лейблу International Anthem. Вышедшие здесь недавние лонгплеи Паркера Suite for Max Brown и Forfolks были обласканы музыкальными критиками, гитариста можно услышать на многих других знаковых релизах лейбла.
Новая концертная запись Паркера — результат его многолетней резиденции в лосанджелесском заведении ETA, работавшем при местном теннисном клубе. Все начиналось со стандартов, но постепенно эта резиденция выросла в настоящую достопримечательность местной джазовой жизни, куда еженедельно стремилась попасть самая искушенная публика. Паркер и его музыканты импровизировали в присущей им психоделической манере — музыкальные «путешествия» квартета могли длиться до сорока пяти минут. Помимо самого Паркера в ETA IVtet принимают участие контрабасистка Анна Баттерсс, барабанщик Джей Беллроуз и саксофонист Джош Джонсон. Джонсон, безусловно, самый звездный среди них — обладатель «Грэмми», в качестве сайдмена и продюсера он работал с артистами в диапазоне от Мишель Ндегеочелло и Карлоса Ниньо до Red Hot Chili Peppers и Майли Сайрус. С Паркером его связывает давняя дружба и множество совместных проектов. Про удивительную манеру басистки Анны Баттерсc заговорили несколько лет назад, в 2024‑м она дебютировала на IA с собственной работой. Играющий на всех ударных, тарелках и перкуссиях Джей Беллроуз — еще один давний протеже Паркера и опытнейший сессионный музыкант.
На альбоме всего четыре композиции, но их общий хронометраж составляет внушительные восемьдесят минут. Даунбитовый грув Freakadelic, построенный вокруг монотонного барабанного паттерна, звучит как заевшая драм-машина в режиме фанкового метронома — только ближе к десятой минуте трека Джей Беллроуз позволяет себе поменять ритмический рисунок. Все 24 минуты композиции выдержаны в одном и том же ритмическом орнаменте и настроении — у квартета получается нечто среднее между нуаровыми мотивами «Лифта на эшафот» Майлса Дейвиса и фанковой психоделией образца Maggot Brain Funkadelic. Размеренный и полный созерцания разговор гитары Паркера и саксофона Джоша Джонсона на Late Autumn — один из самых проникновенных моментов альбома. Ритм чуть заметно обозначен басом Баттерсс, а ударные в виде тихих щеток вступают лишь к середине композиции. Паркер задействует электронные текстуры, добавляющие в этот спиричуэл номер еще большего сюрреализма. Импровизация достигает своего пика к концу вещи, заходящее солнце последними лучами разливается ярким импрессионистским коллажем. Еще один яркий момент альбома — вещь Chrome Dome. Она полна дабового настроения, которое поначалу неуловимо висит в воздухе, а в середине номера прорывается на поверхность кислотным эхом.
Паркер и товарищи никуда не торопятся, и вообще, хронометраж и динамика композиций заботит их в последнюю очередь. Музыканты позволяют себе «топтаться» на одном месте, нарочито замедляя повествование и затягивая слушателя в своего рода театральное действо. Наблюдать за ним — занятие, требующее высокой степени вовлеченности, но погружение в эту музыку дорогого стоит. Альбом можно признать одной из лучших импровизационных записей 2024 года.