Просветленные ночи в Сочи События

Просветленные ночи в Сочи

О событиях XVIII Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета

Десять дней, более тридцати концертов на четырех площадках, которые посетило около двадцати тысяч зрителей. У фестиваля есть традиция – двойное открытие. В первый вечер Константин Хабенский и «Солисты Москвы» с Юрием Башметом давали в Зимнем театре моноспектакль «Не покидай свою планету» (уже в десятый раз), а во второй – состоялся гала-концерт, где звучала любимая музыка – солистов, худрука фестиваля. Можно сказать, что программа была построена на контрастах – шлягеров (вроде арии Шемаханской царицы или каватины Нормы, безупречно спетых Альбиной Шагимуратовой) и раритетов типа «Молодого Аполлона» Бриттена (где партию фортепиано соло эффектно сыграл Дмитрий Маслеев). Парадоксально сочетались «Глория» Вивальди (в стильно-барочном исполнении Камерного хора Московской консерватории) и источающая позднеромантическую чувственность «Просветленная ночь» Шёнберга. Драйвом и энергией обменивались «Половецкие пляски» Бородина и Первый скрипичный концерт Прокофьева, который великолепный Вадим Репин играл с оглядкой на Всероссийский юношеский симфонический оркестр – над этой партитурой ребятам еще предстоит подумать.

Пожалуй, прояснили концепцию лишь слова Владимира Мединского, зачитавшего приветствие президента, и от себя заметившего: «Восемнадцать лет – пик молодости, когда играет кровь, когда возможности безграничны». Наверное, именно бездонную широту репертуара и разные краски стилевой палитры утверждала эта программа. «Фестиваль окреп, он не стареет, потому что молодые оркестры, солисты», – считает Юрий Башмет.

Большим событием стал приезд Симфонического оркестра Мариинского театра с Валерием Гергиевым – билеты на этот концерт было не достать. Худрук двух главных оперных домов страны не разменивался на мелочи: заявил две романтические симфонии – Вторую Брамса и Пятую Чайковского, которую дирижировал наизусть и задел все чувства и душевные струны – это стало большим высказыванием мастера, знающего все о Чайковском.

Активная жизнь шла на параллельных площадках – в Органном зале и в зале «Чайка» на Морвокзале, в том самом месте, где герои «Бриллиантовой руки» садились на теплоход «Михаил Светлов». Теперь же Камерный хор Московской консерватории спел большую программу из сочинений современных композиторов. Концерт стал итогом четырехдневной работы Департамента хорового дирижирования, которым руководил ректор Академии хорового искусства, худрук Камерного хора МГК Александр Соловьёв.

 

И здесь приведем цифры: шестнадцать участников из двенадцати российских городов и двух казахских, пять профессоров, 29 произведений отечественных авторов XX–XXI веков. От классиков – Родиона Щедрина, Георгия Свиридова, Александра Чайковского до востребованных авторов наших дней – Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова, Вячеслава Зуева, Сергея Екимова (он сам дирижировал свои сочинения, будучи одним из кураторов Департамента).

«Соединение высокого профессионализма и невероятной человечности, – так сформулировал свои впечатления от работы с хором ректор РАМ имени Гнесиных Александр Рыжинский. – Ребята три часа репетировали, затем спели почти такой же длительности концерт, но никакой усталости, равнодушия – глаза их горели, они увлекались сами, и это передавалось нам, дирижерам, и публике». Также в концерте приняли участие профессор Нижегородской консерватории Иван Стольников, руководитель Государственной филармонии и Камерного хора в Астане Гульмира Куттыбадамова, руководитель Капеллы Абхазии Нодар Чанба.

Резюме вывел композитор Александр Чайковский, внимательно прослушавший весь концерт: «Зашел на начало, послушать свои сочинения, и не смог уйти – так здорово это было. Я вижу, что выросла новая плеяда талантливых молодых дирижеров, что у нас хоровое дело – на подъеме. Это меня очень радует».