Из всех фестивалей Юрия Башмета Зимний сочинский, пожалуй, самый сложносочиненный и многожанровый. В афише не только классика, современная академическая музыка, джаз, балет, опера и литературно-музыкальные постановки, но и, например, этническая музыка. Экзотика? Да, но только не для местной публики. Музыканты из Китая и Индии здесь вообще завсегдатаи, ими никого не удивишь. Но бывают и раритеты: в прошлом году, например, приехал ансамбль из Бахрейна, а в этом и вовсе замахнулись на «Музыкальное путешествие по странам БРИКС». Именно так назывался концерт, который состоялся на главной фестивальной площадке в сочинском Зимнем театре.
Охватили, может быть, и не все государства, но большую их часть, что само по себе удивительно, ведь они находятся далеко, в большинстве случаев логистика перелетов сложна, сопряжена с несколькими пересадками. Можно только догадываться, чего стоило привезти артистов со всех концов света на Черноморское побережье! Но команда Башмета не без основания считает новое направление важным, особенно в нынешних реалиях. Впервые музыкантами БРИКС заинтересовались в прошлом году: в августе в парке «Зарядье» на II Фестивале юношеских оркестров мира выступил организованный маэстро Сводный коллектив БРИКС.
Нынешний вечер в Зимнем театре продолжил тему. Программа была построена необычно. В первом отделении на сцене непрерывно находились «Солисты Москвы» и сам Юрий Башмет. Номера чередовались по принципу рондо А–В–А–С–А–D… где в роли главной темы (А) выступали наши артисты с русским репертуаром, а в эпизодах (B–C–D) – гости. И в этих эпизодах публике предлагалось наблюдать не только за музыкантами, но и за наблюдающими – оркестрантами и самим Юрием Абрамовичем, которые с неподдельным интересом взирали на самые причудливые порой выступления коллег. Самым экстравагантным выглядел ансамбль из ЮАР «Ибуйамбо» (IBuyambo), что означает «возвращение к старым традициям». Босиком, в ярких национальных костюмах со страусиными перьями на голове, они спели и сыграли на традиционных инструментах уади (однострунной «скрипке» с резонатором-тыквой), «флейте Пана», многочисленных ударных (шейкерах, барабанах джембе и других) нехитрые, казалось бы, мелодии и речитации. Но буквально порвали зал своей жизнерадостностью, солнечностью, энергетической заряженностью.
Дважды выходил на сцену египтянин Хассан Эль Молла – концертмейстер виолончелей в Катарском симфоническом оркестре. Уроженец Каира, выпускник местной консерватории, он, как двуликий Янус, представлял одновременно западную и восточную традиции. Играет на виолончели и ребабе (ее арабский аналог), но признался, что ребаб для него всего лишь хобби, главное – виолончель, на которой он вместе с «Солистами Москвы» сыграл Ноктюрн Чайковского. Ну а второй раз вышел все-таки с ребабом в руках, исполнив пьесу Кузьмы Бодрова «Ночные видения Альгамбры» вместе с Всероссийским юношеским оркестром под руководством Антона Шниткина (этот коллектив во втором отделении сменил на сцене «Солистов Москвы»). Арабский музыкант рассказал, что в процессе сочинения композитор был с ним на связи, интересовался техническими особенностями инструмента. Мировая премьера состоялась здесь же, в Зимнем театре, на закрытии предыдущего Зимнего фестиваля-2024 (именно тогда Хассан впервые приехал в нашу страну, где, по его словам, «чувствует себя как дома»). Сейчас решили повторить удачную пьесу, и мы еще раз убедились, что Хассан хорош в обеих ипостасях – и как ребабист, и как виолончелист.
Его коллега и географический сосед, эфиоп Гирма Йифрашева тоже мог бы проявить себя амбивалентно, сыграв не только на рояле, но и национальном, любимом с детства краре – африканской шестиструнной лире-арфе. Однако теперь Гирма позиционирует себя как пианист, хотя на рояле начал заниматься только в шестнадцать (!) лет у русской учительницы Валентины Семёновой (она и сейчас работает на его родине, в Аддис-Абебе). Гирма исполнил две пьесы в духе своеобразного эфиопского импрессионизма (мне лично они напомнили некоторые опусы Дебюсси): это «Бездомный странник» основоположницы эфиопской академической музыки Эмахой Цеге-Мариам Гебру и «Пастух с флейтой» собственного сочинения. Как заверил автор, его «Пастух» – «о мире и любви». Верим на слово, так как абстрактная фортепианная ткань едва ли наталкивает на подобные ассоциации. Гирма на родине человек известный, является директором Центра исполнительских искусств в столице страны, Аддис-Абебе, много гастролирует, старается донести миру культуру Эфиопии и в то же время прикладывает немало усилий для продвижения западной и русской музыки в своей стране.
В целом, если судить по концерту, восточные музыканты все больше тянутся к западной культуре, но так ли легко она им дается? Скажем, красавица из Эмиратов певица Фатима Альхашми замахнулась на арию Далилы, но получилось, увы, грустно. Такое впечатление, что оперному вокалу девушка не училась, пела просто как эстрадная певица. Ну а что, подобные эксперименты с классикой проводили и наши поп-звезды: Витас пробовал силы в арии Калафа, Киркоров решился на Каватину Нормы (!), а Александр Иванов своим хрипловатым голосом вопрошал «Куда, куда вы удалились?». Не верите? Можете послушать, в интернете все есть.
Как мне показалось, все-таки гораздо органичнее иностранные гости смотрелись в своем национальном репертуаре. Это и колоритное иранское «Шираз-трио», в котором соединились исполнители на сантуре (цимбалах), нее (флейте) и томбаке (барабане) и китаянка Чжан Ваньмэй, играющая на пипе (национальной лютне). Китайская команда была представлена также пианисткой Чжи Инь с главным национальным фортепианным концертом «Желтая река». Это известное сочинение Сяня Синхая, переработанное пианистом, лауреатом Конкурса Чайковского Инь Ченцзуном. В 2024 году в Московском Доме музыки его даже сыграл золотой лауреат Конкурса Чайковского Сергей Давыдченко – в рамках Российско-китайского музыкального фестиваля. И все же, на мой взгляд, Чжан Ваньмэй переиграла пианистку: ее народная «Весенняя песня» показалась интереснее «Желтой реки».
Бразилию представлял гитарист Эсдрас Маддалон Эваристо со знаменитой второй частью гитарного концерта «Аранхуэс» Родриго. Безусловная радость для публики, но мне было жаль, что Эсдрас не сыграл куда реже звучащего родного Вила-Лобоса. Вот тогда бы, как говорится в знаменитом фильме «Здравствуйте, я ваша тетя», это было бы «по-нашему, по-бразильски»!
Но напомню, что сквозной линией была все-таки наша, российская музыка. Начали с «Элегии» Чайковского, посвященной памяти артиста Малого театра Ивана Самарина, которая как нельзя лучше выражает загадочную русскую душу. Грустно и нежно сыграли ее «Солисты Москвы» вместе с маэстро Башметом. Было еще несколько «чайковских» номеров. Но вот «Праздничная увертюра» Шостаковича в начале второго отделения в контексте этнического концерта прозвучала странновато, как нечто чужеродное, совсем «из другой оперы», хотя справедливости ради отмечу, что труднейшие духовые тутти юношеский оркестр исполнил отменно. И если говорить о русской составляющей, то главной изюминкой программы стал «Соловей» Алябьева в переложении для домры и оркестра. Ух, как лихо, темпераментно «пропела» ее на своем инструменте виртуозная Екатерина Мочалова, настоящая звезда нашей сцены. Она, полагаю, войдет в историю как артистка, которая на наших глазах делает домру по-настоящему концертным инструментом. И ведь это именно то, что когда-то сделал Юрий Башмет – возвысил альт и с этим вошел в историю. Символично, что они сейчас играли вместе: Екатерина и Юрий Абрамович за пультом «Солистов Москвы».
Когда-то Редьярд Киплинг написал: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им никогда не сойтись». Похоже, афоризм безнадежно устарел, потому что есть Россия – место встречи, перекресток разных культур, и Зимний фестиваль тому подтверждение, ведь, помимо артистов стран БРИКС, на нем выступили музыканты из Германии, Испании, Кубы. Как сказал наш президент, «не Россия находится между Западом и Востоком, это Запад и Восток находятся слева и справа от России».