Не только «Победа» Книги

Не только «Победа»

Сергей Уваров выпустил монографию о Михаиле Матюшине

Писать пейзаж, сидя к нему спиной, и изобрести первую в мире конструктивистскую скрипку, внедрять искусство в природный ландшафт и проповедовать «расширенное смотрение», фотографировать и создавать музыку из мельчайших звуковых единиц — все это было подвластно Михаилу Матюшину (1861–1934), герою новой книги музыковеда и культуролога Сергея Уварова.

На автопортрете середины 1910‑х годов Матюшин изображает себя одновременно в профиль и анфас, а затем «пересобирает» эту композицию в соответствии с принципами кубизма в серии картин и рисунков «Кристалл». Четыре главы монографии — скрипач, композитор, художник, ведатель,— словно грани кристалла, оказываются под пристальным вниманием Уварова. Грани складываются в единое целое в сознании читателя, подобно тому как одновременно разные увлечения прорастали в сознании главного героя книги.

Скрябин и Сати, Ротко и Малевич — творчество Матюшина погружено в максимально широкий культурный контекст, что позволяет оценить масштаб креативных идей «баяча будущего». Конечно, после нет-арта, акционизма, движения Fluxus или экспериментов Джона Кейджа деятельность Матюшина из дня сегодняшнего воспринимается не так революционно. Но для своего времени его концепции и придумки стали настоящим прорывом, пульсом авангардного искусства.

Автор первой футуристической оперы (по факту — междисциплинарного перформанса) «Победа над солнцем» (1913), Матюшин оставил значительное музыкальное наследие, которое только сегодня начинает осмысливаться (многое до сих пор существует в виде рукописей!). Так, в мае 2024 года в Московской филармонии впервые прозвучали неизвестные ранее эпизоды «Победы»; опера шла в новой научной редакции.

В книге Сергея Уварова исследуются оперные проекты — не только «Победа над солнцем», но и наброски к неосуществленным «Червям в муке» или «Победе над войной». Есть место и для камерной музыки — фортепианная сюита «Дон Кихот» или экспериментальный «Осенний сон» для скрипки и фортепиано. Ноты последних двух произведений можно даже полистать в Приложении. Там собрана вся музыка Матюшина, максимально достоверная с точки зрения нотного текста.

Монография, напечатанная Европейским университетом Санкт-Петербурга, снабжена большим количеством иллюстраций, фотографий и архивных документов. Впервые публикуются графика и акварели Матюшина — в их числе, например, портреты Елены Гуро и деревенские пейзажи. Опубликована и единственная чистовая рукопись оперной музыки Матюшина, дошедшая до нас,— «Военная песня».

Отмечу удобство QR-кодов, щедро рассыпанных на страницах книги. И это не только картины Михаила Васильевича из российских и зарубежных музеев, но и, к примеру, запись «Композиции в четвертях тона» (1923) Матюшина — одного из первых в России микрохроматических произведений.

Исследование о «баяче будущего» написано хорошим литературным языком, и оно будет интересно широкому кругу читателей — здесь нет места сложным терминам или узкоспециализированной аналитике. Увлекательным детективом оборачиваются детали встречи художника и его музы Елены Гуро, атрибуция фотографии Придворного оркестра и изображенного на ней Матюшина и даже то, почему был создан знаменитый черный квадрат Малевича.

Постижение природы и мира как единого организма было одним из кредо Михаила Матюшина. И организм этот, по его мысли, работает в четырех направлениях — осязание, слух, зрение и мысль. Не просто Gesamtkunstwerk, а особенное «расширенное смотрение»! Монография Сергея Уварова о скрипаче, композиторе, художнике и философе — убедительное подтверждение этого манифеста.

Уваров С.А. Михаил Матюшин. Баяч будущего.— СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2025.— 272 с.

Вывели на свет Книги

Вывели на свет

Издательство «Композитор» выпустило книгу про одно произведение Владимира Горлинского

Владимир Резицкий. Былины джазового Поморья Книги

Владимир Резицкий. Былины джазового Поморья

Гнесинский проект Книги

Гнесинский проект

Воспоминания Елены Гнесиной переизданы в четвертый раз

Старое искусство на страже нового порядка Книги

Старое искусство на страже нового порядка

В издательстве «ПИТЕР» вышла книга об оперных спектаклях сталинской эпохи