Писать пейзаж, сидя к нему спиной, и изобрести первую в мире конструктивистскую скрипку, внедрять искусство в природный ландшафт и проповедовать «расширенное смотрение», фотографировать и создавать музыку из мельчайших звуковых единиц — все это было подвластно Михаилу Матюшину (1861–1934), герою новой книги музыковеда и культуролога Сергея Уварова.
На автопортрете середины 1910‑х годов Матюшин изображает себя одновременно в профиль и анфас, а затем «пересобирает» эту композицию в соответствии с принципами кубизма в серии картин и рисунков «Кристалл». Четыре главы монографии — скрипач, композитор, художник, ведатель,— словно грани кристалла, оказываются под пристальным вниманием Уварова. Грани складываются в единое целое в сознании читателя, подобно тому как одновременно разные увлечения прорастали в сознании главного героя книги.
Скрябин и Сати, Ротко и Малевич — творчество Матюшина погружено в максимально широкий культурный контекст, что позволяет оценить масштаб креативных идей «баяча будущего». Конечно, после нет-арта, акционизма, движения Fluxus или экспериментов Джона Кейджа деятельность Матюшина из дня сегодняшнего воспринимается не так революционно. Но для своего времени его концепции и придумки стали настоящим прорывом, пульсом авангардного искусства.
Автор первой футуристической оперы (по факту — междисциплинарного перформанса) «Победа над солнцем» (1913), Матюшин оставил значительное музыкальное наследие, которое только сегодня начинает осмысливаться (многое до сих пор существует в виде рукописей!). Так, в мае 2024 года в Московской филармонии впервые прозвучали неизвестные ранее эпизоды «Победы»; опера шла в новой научной редакции.
В книге Сергея Уварова исследуются оперные проекты — не только «Победа над солнцем», но и наброски к неосуществленным «Червям в муке» или «Победе над войной». Есть место и для камерной музыки — фортепианная сюита «Дон Кихот» или экспериментальный «Осенний сон» для скрипки и фортепиано. Ноты последних двух произведений можно даже полистать в Приложении. Там собрана вся музыка Матюшина, максимально достоверная с точки зрения нотного текста.
Монография, напечатанная Европейским университетом Санкт-Петербурга, снабжена большим количеством иллюстраций, фотографий и архивных документов. Впервые публикуются графика и акварели Матюшина — в их числе, например, портреты Елены Гуро и деревенские пейзажи. Опубликована и единственная чистовая рукопись оперной музыки Матюшина, дошедшая до нас,— «Военная песня».
Отмечу удобство QR-кодов, щедро рассыпанных на страницах книги. И это не только картины Михаила Васильевича из российских и зарубежных музеев, но и, к примеру, запись «Композиции в четвертях тона» (1923) Матюшина — одного из первых в России микрохроматических произведений.
Исследование о «баяче будущего» написано хорошим литературным языком, и оно будет интересно широкому кругу читателей — здесь нет места сложным терминам или узкоспециализированной аналитике. Увлекательным детективом оборачиваются детали встречи художника и его музы Елены Гуро, атрибуция фотографии Придворного оркестра и изображенного на ней Матюшина и даже то, почему был создан знаменитый черный квадрат Малевича.
Постижение природы и мира как единого организма было одним из кредо Михаила Матюшина. И организм этот, по его мысли, работает в четырех направлениях — осязание, слух, зрение и мысль. Не просто Gesamtkunstwerk, а особенное «расширенное смотрение»! Монография Сергея Уварова о скрипаче, композиторе, художнике и философе — убедительное подтверждение этого манифеста.
Уваров С.А. Михаил Матюшин. Баяч будущего.— СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2025.— 272 с.