В начале 2025 года европейский ресурс bachtrack.com опубликовал традиционную статистику, согласно которой в топ-50 самых востребованных дирижеров в мире вошли пять женщин. Их позиции, впрочем, расположены существенно ниже первой двадцатки – среди фаворитов нет ни маститых Марин Олсоп и Сюзанны Мялкки, ни раскрученных представительниц молодого поколения Йоаны Мальвиц и Дали Стасевской.
Женщины-дирижеры западноевропейских стран довольно медленно, но все же верно отыгрывают очки у своих конкурентов-мужчин (не без помощи организаций, осуществляющих миссию гендерной эгалитарности в профессиональном поле), все чаще получая приглашения от крупных оперных домов, оркестров, фестивалей. Тем не менее многие уважаемые коллективы с богатой историей и почтительным отношением к традициям предпочитают видеть в качестве лидера мужчину, ссылаясь на столетиями формировавшиеся нормы.
К Международному женскому дню сотрудники редакции «Музыкальной жизни» решили провести опрос среди женщин-дирижеров, которые родились и учились в России, живут и работают не только у себя на родине, но также строят карьеру в других странах. Мы задали всем нашим героиням идентичные вопросы:
позиционируется как мужская?
![]() |
Ольга Власова |
Получает второе высшее образование в Московской консерватории на кафедре оперно-симфонического дирижирования (класс Владимира Понькина). Ассистировала Теодору Курентзису, Федору Леднёву, Валентину Урюпину. Дирижер-ассистент в постановке оперы Дюсапена «Страсть» (режиссер – Анна Гусева; Пермь, 2024). Выступала с musicAeterna, ГАСО Республики Башкортостан, АСО Нижегородской филармонии, ДВАСО краевой филармонии Хабаровска, КСО Московской консерватории.
1. Я не слукавлю, если скажу, что эта профессия сама меня выбрала. А я, наоборот, пребывая в вечных сомнениях и различных увлечениях, постоянно ей сопротивлялась. Я всегда хотела быть артистом – петь, выступать, танцевать, лицедействовать. Представляла себя тележурналистом, радиоведущей, актрисой и еще много кем. Но постепенно так стало складываться, что приходилось руководить разными музыкальными составами, и оказалось, что у меня это неплохо получается. Да и первое мое образование – дирижерско-хоровое.
По сути, я и стала артистом, только моя сцена – это дирижерский станок. Сейчас, оканчивая четвертый курс консерватории и имея опыт работы и выступлений с профессиональными коллективами, моих сомнений не убавилось. Но я убедилась в том, что эта профессия в принципе не для всех. Она для сильных, чутких, вдумчивых и слышащих во всех смыслах людей. Для индивидуальностей. И от пола это не зависит. А исторический контекст уже начал меняться. Просто где-то эти изменения происходят быстрее, а где-то только начинаются.
2. Если коротко, то да. Во-первых, стоит сказать, что молодому дирижеру в принципе непросто пробиться. Большую роль играет протежирование. Во-вторых, еще очень сильны социально-гендерные стереотипы. Но лучше всего картину отображает статистика. Много ли женщин-дирижеров на афишах столичных концертных площадок? Или как много мы найдем женских имен среди руководителей оркестров и театров? Наверное, и пальцев одной руки будет много.
Вопреки этому скажу, возможно, непопулярное мнение, но процентный дисбаланс отчасти закономерен. В институты на десять мальчиков поступают две девочки. И то если их возьмут. Профессия действительно тяжелая, как физически, интеллектуально, так и психоэмоционально. Она требует много времени и усилий в подготовке. А если ты еще и мать, как, например, я, то это дополнительный фактор.
Поэтому я сказала в начале, что эта профессия в принципе не для всех, а для людей с определенными характеристиками. И то, что таких женщин встречается немного, это нормально. Ненормально – лишать их возможности работать и реализовываться исходя из предубеждений об их половой принадлежности. Я верю, что постепенно все начнет меняться. Запад в этом отношении обгоняет.
3. Все по ситуации, к такому не подготовишься. Важно чувствовать людей и обстановку. Обычно я настраиваюсь на позитивный лад и сосредотачиваюсь на процессе, так как время для работы ограничено, а цель одна для всех – решить художественные задачи. Если в сознании дирижера репетиция с оркестром – это ринг для спарринга, то он уже проиграл. Музыканты все чувствуют. В действительности все хотят одного – эффективно потратить репетиционное время и прийти к наилучшему музыкальному результату. Если это получается с обеих сторон, значит, коммуникация налажена.
4. Ограничений нет, в приоритете – талантливая музыка любых стилей и эпох. Музыка, которая не оставляет равнодушным, заставляет задуматься, вслушаться, переслушать, побуждает узнать больше о ней, о ее авторе, об истории создания, устройстве и контексте ее существования. Музыка, в которой ты раскрываешься ярче, а иногда по-новому, которая тебя трансформирует или которая просто нужна тебе здесь и сейчас, чтобы утолить твои душевные запросы. Поэтому составить программу – отдельное искусство.
Еще я люблю, когда есть сложность, которую нужно преодолеть. Это интересно. В современной академической музыке такого много, но от этого иногда устаешь. Нужно пробовать разное, это обогащает. Возможно, есть сочинения в классическом репертуаре, которые мне бы очень хотелось исполнить, но за которые я пока повременила бы браться, до которых нужно дозреть. Но их мне никто и не предлагает. Пока.
5. В одежде – удобной и уместной случаю, программе, площадке и оркестру. Как таковых правил нет, поэтому в силу вступает вкус.
![]() |
Лариса Габитова |
Выпускница Петрозаводской консерватории, в 2019 году создала Gabbiano Orchestra, с которым провела ряд проектов и фестивалей. Также создатель, художественный руководитель и дирижер петербургских оркестров «Юность Петра» и «Виртуозы Северной столицы».
1. Мои родные говорят, что в детстве я «дирижировала» и говорила, что, когда вырасту, буду Вероникой Дударовой. А во взрослом возрасте всегда знала, что я к этому приду. Профессия для женщин штучная, надо иметь комплекс: образование, артистическую харизму, свободу в теле, силу и энергию. Все это у меня есть.
2. Женщин-дирижеров в России очень мало, и исторически, и сегодня. На каждую сотню мужчин-дирижеров приходится одна женщина, примерно так. А поскольку дирижер вообще редкая профессия, женщин в ней примерно как пальцев на двух руках. Но сегодня что-то меняется, женщины становятся очень сильными и интересными, и мы уже воспринимаем людей как профессионалов и как энергию, не делим на мужчину и женщину. Мужчина-музыкант вообще всегда интереснее: и пианист, и скрипач, и виолончелист. Любой инструменталист. Дирижер не исключение. Потому что музыка не терпит «музыкальничания», иллюстрирования, чем иногда занимаются женщины. Но когда женщина играет или дирижирует по-мужски, вкупе с женской силой и энергией это бывает даже интереснее. В принципе, я знаю многих мужчин-дирижеров, менее востребованных, чем, например, я. Они чего-то ждут, а я действую. Создала оркестр, который приглашают на фестивали и проекты, окончила консерваторию на факультете старинной музыки, театральный институт как режиссер. Все идет в копилку музыканта, личности. В этом смысле женщины не думают про свой пол. Все зависит только от тебя. Ты строитель всего: и внутри, и снаружи. Строитель собственного уровня и занятости.
3. Коммуникация исключительно мануальная. Оркестр чувствует твой уровень энергии, вовлеченности, подготовки, идет за тобой. Музыканты тогда не думают о гендерности. Тем более сейчас я в возрасте наставницы. Дирижер с годами только набирает, и мужчина, и женщина.
4. Ограничений нет, в приоритете – музыка композиторов-романтиков, хотя симфонии Бетховена надо дирижировать для внутренней личностной архитектуры.
5. Выступаю и во фраке, и в прямом длинном платье.
![]() |
Анна Гулишамбарова |
Выпускница Казанской консерватории по специальностям «Скрипка» и «Оперно-симфоническое дирижирование». В 2001–2023 годах – руководитель Камерного оркестра Центра современной музыки Софии Губайдулиной. С 2023 года – дирижер и художественный руководитель Молодежного симфонического оркестра «Новая музыка». Народная артистка Республики Татарстан.
1. Существует избитое клише: музыкант достигает в исполнительстве профессиональных высот, и ему становится тесно в рамках одного инструмента. Он задумывается, как же расширить возможности для дальнейшего творческого роста. И тут…
Меня же возможность встать за дирижерский путь догнала в пути. Я только закончила консерваторию по классу скрипки, и никаких мыслей, стремлений и амбиций по направлению профессии дирижера у меня не было. С одной стороны, был только созданный оркестр и задача через месяц начать концертную деятельность. С другой – полное непонимание, «как все это работает», начиная с репертуара, дирижерской техники, администрирования. Всю эту деятельность пришлось осваивать сразу на практике. Теорию подтягивала позднее.
Благодарю судьбу за людей, которые были со мной рядом в тот период. Которые дали мне возможность учиться, которые поддерживали меня. Спасибо и тем, кто не верил, критиковал и сомневался. Они тоже давали мне силы для развития и движения вперед. И конечно, главный человек в моей профессиональной судьбе – мой учитель Фуат Мансуров.
2. На мой взгляд, сейчас не существует никаких гендерных препятствий, мешающих прийти в эту профессию женщине. Никого уже не удивляют девушки, играющие на медных духовых инструментах, или мужчина-арфист. Когда я начинала учиться, на слуху было только одно имя – Вероника Дударова. Сейчас же в мире большое количество успешных женщин-дирижеров. А наличие способностей, необходимых для достижения успеха в этой профессии, одинаково обязательно для представителей любого пола.
3. Оркестр – это коллектив профессионалов и единомышленников, состоящих из ярких индивидуальностей, к каждому из которых нужно найти подход. Мой приоритет в общении – уважительное отношение к музыканту. В творческих профессиях невозможно достичь поставленных целей, если артист находится в состоянии стресса. Только поддержка и доброжелательное отношение к музыканту может раскрыть в нем весь потенциал.
4. Каких-то конкретных приоритетов и ограничений нет. Я люблю музыку различных жанров и стилей. К чему-то больше лежит душа, и я по возможности буду обращаться к этим произведениям вновь и вновь. А какая-то музыка оставляет меня равнодушной, и я знаю, что вряд ли буду возвращаться к ней вновь. Но в любом случае моя задача – исполнить предлагаемое сочинение на высоком профессиональном уровне.
5. Мое мнение, что самая главная задача в выборе концертного наряда – уместность. Характер и стиль мероприятия определяет выбор костюма. Я никогда не оденусь одинаково на детский новогодний утренник, вечерний классический концерт или правительственное протокольное мероприятие. Но убеждена, что от женской природы в мужской профессии отходить ни в коем случае не нужно. Женственность – одна из составляющих моего профессионального успеха.
![]() |
Виктория Добровольская |
Выпускница Санкт-Петербургской консерватории, лауреат II Всероссийского музыкального конкурса в Москве, преподавала в Харбинской консерватории, с 2022 года – художественный руководитель и главный дирижер Российско-китайского симфонического оркестра и академического хора.
1. Я не выбирала эту профессию, профессия выбрала меня. Это происходило постепенно: сначала была скрипка, затем я увлеклась историей музыки, начала изучать большое количество музыкальной литературы, симфонические произведения и оперы. Тогда же я сильно увлекалась вокальной музыкой, и мне рассказали, что существует профессия дирижера-хоровика. Так к четырнадцати годам определился мой путь. Поскольку в учебной программе хоровиков есть оперные сцены, кантаты и оратории, я, разумеется, начала изучать структуру оркестра, то, как работает этот сложный музыкальный организм, изучать особенности музыкальных инструментов и более активно посещать симфонические концерты. В это время я не задумывалась над тем, что эта профессия считается мужской, мне просто нравилось заниматься всем этим. Уже позже, в Петербургской консерватории, продолжая обучение на дирижерско-хоровом отделении, параллельно поступила на факультет оперно-симфонического дирижирования и стала заниматься этим более профильно.
2. Считаю, что в настоящее время в принципе много препятствий для карьеры дирижера. До пятидесяти музыкант считается молодым дирижером, подающим надежды, а потом разочаровывается в том, что надежды так и не оправдались. И лишь немногим удается действительно реализоваться в этой профессии. Каждый год многие вузы выпускают все больше специалистов с дирижерскими дипломами (у меня, кстати, их четыре, и все – Санкт-Петербургской консерватории), что создает ситуацию огромной конкуренции в этой профессии и чрезвычайно сложные условия для трудоустройства. Я знаю, что многие молодые мужчины-дирижеры испытывают те же проблемы с поиском работы. И то, что я являюсь женщиной, не помешало мне получить работу главного дирижера международного оркестра в Китае, а также создать Российско-китайский симфонический оркестр в России. И хотя пару раз мне действительно говорили в лицо, что женщину-дирижера работодатель не рассматривает, основные трудности, как мне кажется, в современном мире связаны скорее с переизбытком кадров, а не с половой принадлежностью. Однако же в 2007 году, когда я начала обучаться профессии оперно-симфонического дирижера в Санкт-Петербургской консерватории, женщина-дирижер была просто нонсенсом. Меня тогда предупредили, что ни одна женщина не поступит на эту кафедру. В тот момент меня это скорее завело, чем испугало, и я решила попробовать, что вызвало крайнее удивление комиссии и коллег, но мне повезло и меня взяли.
3. Самое главное – создать атмосферу в коллективе, атмосферу дружелюбия и вовлеченности. Наш оркестр – команда единомышленников, которые разделяют общую цель и идут к ней, прилагая совместные усилия, где вклад каждого в общее дело – на вес золота. Мы стараемся, чтобы музыкантам было в оркестре комфортно, чтобы они понимали, что их усилия и профессионализм ценят, а их роль имеет решающее значение. Конечно, у каждого музыканта есть свои индивидуальные особенности, и их обязательно надо учитывать в процессе работы. Это иногда требует особых навыков со стороны дирижера, желания найти с человеком общий язык, услышать его и в случае расхождений найти компромисс, с учетом всех интересов. Только в результате такого отношения можно достичь слаженности в работе такого большого коллектива, ведь то, как люди относятся друг к другу, отражается и на качестве исполнения.
4. Наш коллектив выступает в различных форматах, репертуар обширен. Мы играем сочинения для большого симфонического оркестра, с хором и без, для камерного оркестра, с солирующими инструментами в различных сочетаниях – от классических рояля и скрипки до национальных, таких как балалайка, эрху или арабский уд. В связи с тем, что коллектив еще и многонационален, кроме классической симфонической музыки и сцен из опер в репертуаре присутствуют обработки песен разных народов: китайская современная опера, национальная китайская опера, произведения для солирующих народных инструментов в сопровождении симфонического оркестра. Также мы часто заказываем новые сочинения специально для нашего коллектива. Для нас главный приоритет при выборе репертуара – качество музыки, а ограничением может служить только размер сцены или возможности заказчика.
5. Главное, чтобы одежда дирижера не вступала в противоречие с исполняемой музыкой, не сковывала движения и не отвлекала от работы ни руководителя коллектива, ни оркестрантов. Например, если ты дирижируешь симфонию Шостаковича, то платье с рюшами будет выглядеть как минимум странно. Для себя я создала свой дирижерский костюм, с портной, по моему собственному эскизу. Это одновременно и отсылка к классическому мужскому фраку, и женская модель, учитывающая особенности фигуры и мои личные пожелания.
![]() |
Ксения Жарко |
Выпускница Московской консерватории, лауреат международных конкурсов, кавалер Серебряного почетного креста Венгрии, создатель, художественный руководитель и дирижер Женского симфонического оркестра.
1. Я даже пошла дальше: не только выбрала профессию, считающуюся мужской, но и создала коллектив, целиком состоящий из женщин! В Женском симфоническом оркестре семьдесят музыкантов – студенток и выпускниц Московской консерватории. Хочу отметить, что Вероника Дударова, отвечая на вопрос, что побудило ее стать дирижером, однажды сказала, что диапазон рояля (а она владела этим инструментом) оказался для нее слишком мал, а диапазон оркестра – в самый раз! Я разделяю это высказывание. Наша профессия дает уникальную возможность пережить счастье исполнения и оперы, и симфонии, и скрипичного концерта, и т.д.
В детстве мы с родителями каждый год отдыхали в Сочи, несколько лет подряд туда на месяц приезжал Московский государственный симфонический оркестр под управлением Вероники Дударовой, который почти каждый день давал концерты на открытой площадке Летнего театра. В один вечер был Вагнер, в следующий – Верди… Вероника Борисовна выходила то в изумрудном, то в бордо… В мое сознание пятилетней девочки врезался кадр: как эта красивая волевая женщина управляет океаном звуков!
2. Не ощущаю никаких препятствий! Мне посчастливилось с первого раза поступить в лучший музыкальный вуз мира – Московскую государственную консерваторию, на факультет оперно-симфонического дирижирования (класс профессоров В.С. Синайского и И.П. Штегмана). Окончив, по конкурсу сразу же была принята в академический театр «Московская оперетта», где провела двенадцать лет счастья: дирижировала по десять-двадцать спектаклей в месяц, в том числе с Татьяной Шмыгой; ставила оперетты и творческие вечера Герарда Васильева, Лилии Амарфий и Светланы Варгузовой. Параллельно ежемесячно вырывалась на гастроли с симфоническими программами. Далее – уже двенадцать лет я «сам себе режиссер»: дирижер Женского симфонического оркестра, c которым мы делаем умопомрачительные программы и спектакли, и приглашенный дирижер в ряде симфонических оркестров. Конечно, это не такая карьера, как у Валерия Гергиева, но тоже классная карьера. Во всяком случае, закачивается один концерт, я с головой ныряю в подготовку к новому. И это главное!
3. Специально я ничего не выстраиваю. Просто надо быть на сто процентов в материале и суметь увлечь своей творческой энергией талантливых людей вокруг. Я всегда тщательно готовлюсь к репетициям, в том числе и в работе с оркестровыми партиями, где пишу свои пожелания, фиксирую штрихи, фразировку, нюансы и т.д. Да, тратится мое личное время – я посвящаю этому иногда недели. Но зато сразу повышается результат. Это значительно сокращает и оптимизирует репетиционное время. Часто гастролирую со своим комплектом оркестровых партий, везу отдельный чемодан нот.
Я стараюсь так планировать репетиции, чтобы у меня ни один человек ни минуты не сидел без дела. Ведь когда в коллективе происходят интриги? Когда людям делать нечего, когда они понимают, что их временной и интеллектуальный ресурс расходуется бездарно.
4. Ограничений нет, широкий диапазон возможностей Женского симфонического оркестра был показан в Большом зале Московской консерватории на юбилейном вечере оркестра, где мы играли и сольно, и с Екатериной Мечетиной, и с Гайком Казазяном, и с Ларисой Долиной и Дмитрием Харатьяном! Что касается приоритетов, то каждое исполняемое произведение в репетиционный период и момент выступления должно стать самым любимым и приоритетным! Без любви – никак!
5. Мне кажется, артист на сцене должен быть органичен с исполняемой музыкой. Вот и все.
![]() |
Елизавета Корнеева |
Выпускница РАМ имени Гнесиных и Московской консерватории (класс профессора И.А. Дронова). Участница мастер-классов Теодора Курентзиса, Сабрие Бекировой, уроков Георга Зандмана, Кристиана Эвальда. Приглашенный дирижер «ГЭС-2», участвовала в проектах с МАСМ, «Студией новой музыки», в Дягилевском фестивале, резиденциях musicAeterna в Москве и Петербурге. Создатель и художественный руководитель оркестра Euphoria.
1. Когда ты выбираешь профессию, ты не думаешь о ее истории. Тебя просто тянет, интересует определенный вид деятельности. Вообще, у профессии не может быть половой принадлежности. Это очень странно. Ты либо соответствуешь профессиональным критериям, либо нет. Или от тебя идет энергия, или нет. Мне кажется, более актуален вопрос творческого характера: способен ли ты дать что-то людям, провести нужное количество энергии.
Если говорить о том, как я пришла в дирижирование, то в определенный момент меня просто очень это заинтересовало, на третьем курсе колледжа. У нас начались уроки и практика с оркестром. Все это вызывало у меня невероятные чувства, ни с чем не сравнимые. Гораздо мощнее, чем исполнительство на инструменте. Когда ты изучаешь огромный массив литературы, партитур, черпаешь знания об инструментах, а тем более – когда выходишь работать к оркестру. Я сразу же влюбилась в целом в этот процесс. Мое дирижирование началось по любви.
2. Знаете ли вы хоть одну женщину-главного дирижера оркестра или оперного театра в России на данный момент? Не думаю, что было мало желающих, но можно просто посмотреть на факты. Точно знаю, что какое-то количество лет назад была масса препятствий. Сейчас не думаю, что ситуация ровно такая же, но, если выбор будет между средним по уровню парнем и хорошей девушкой, то скорее предпочтут среднестатистического парня. Кое-где еще осталось предвзятое отношение к женщинам-дирижерам. И чаще у старшего поколения. Причем зачастую об этом даже открыто говорят. А вот в артистической среде возраста примерно от двадцати до сорока лет очень спокойное и равнозначное отношение ко всем независимо от пола.
3. Если мы говорим о моем оркестре, Euphoria orchestra, то первоначально стараюсь знать каждого лично. Слышать/видеть, как человек играет, понимать, какие у него творческие идеи. Так как оркестр и дирижер – одна команда, работающая на достижение общей цели. Единый организм и механизм. И как руководителю команды мне важно быть в курсе всех процессов, которые происходят. Я считаю, что любовь к музыке и уважение друг к другу дают хорошее качество.
4. Вообще никаких ограничений. Как раз таки я тот человек, кто любит эксперименты и всегда ищет что-то интересное. Мне очень хочется показать людям разнообразие и красоту различной музыки: будь то классика, современная музыка, электронная, популярная, народная. Нет границ – любая музыка прекрасна. Единственный приоритет – чтобы это была искренняя программа, прожитая от сердца, а не от головы, потому что так правильно и надо. Искренность и жизнь – вот главное.
5. Каждый сам выбирает для себя стиль. Зависит от того, как человек себя чувствует и позиционирует на публике. Не думаю, что в творческой среде уместно слово «должен/должна». Ведь важно найти способ выражения и продолжения твоей основной идеи, которую ты несешь в мир.
![]() |
Анна Ракитина |
Выпускница Московской консерватории, в настоящий момент делает серьезную карьеру за рубежом: с 2019 по 2023 год была ассистентом главного дирижера в Бостонском симфоническом оркестре, в нынешнем году выступает с симфоническими оркестрами Гётеборга, Дрезденской капеллы, Бирмингема, Северной Каролины и другими.
1. Можно сказать, что мой выбор – это неслучайная случайность. Я много лет мечтала стать певицей, но особых успехов в пении мне добиться не удалось. Отчаявшись, решила попробовать что-то новое. Выбор пал на дирижирование, видимо, ввиду того, что моя мама – хоровой дирижер – с самого детства рассказывала мне о «великой и волшебной» профессии симфонического дирижера, вот мне и захотелось попробовать.
2. Я бы сказала, что в музыкальной среде просто в целом масса препятствий, и у всех они разные. У кого-то карьерный рост складывается легко и просто, у кого-то это ежедневная борьба. Порой, конечно, сталкиваешься с предвзятым отношением музыкантов, но это редкие и в основном преодолимые ситуации. Зарубежная тенденция к разнообразию в профессиональной сфере помогла мне получить шансы проявить себя.
3. Выстраиваю очень индивидуально – каждый коллектив обладает своими традициями, сильными сторонами, своим артистическим лицом. Моя задача – привнести свое видение в уже существующий мир ансамбля, дополнить его и не навредить. Говоря конкретно, лучше всего сразу приступать к работе – когда люди заняты делом, то и взаимодействовать друг с другом легко и приятно.
4. У меня есть целый ряд сочинений, которых я успешно избегаю. Не потому, что не люблю ту или иную музыку, а скорее потому, что не вполне уверена, что у меня получится хорошо ее исполнить. Быть универсальным музыкантом и браться за все или сосредоточиться на узком репертуаре – решает сам дирижер.
5. Дресс-код? Мне бы и самой хотелось иметь четкие инструкции на этот счет! Я часто слышу: «выступай, в чем хочешь» или «в чем удобно», но в майке или пижаме на сцену не выйдешь. Мне не нравятся ни строгие смокинги мужского кроя, ни женственные блузы – стараюсь выбирать что-то нейтральное, однако идеального решения все еще не нашла. Интересно было бы узнать, что думают зрители о концертной форме женщин-дирижеров!
![]() |
Алина Яконина |
Окончила Казанскую консерваторию как скрипачка и в 2024 году как симфонический дирижер (класс профессора А.В. Сладковского). Концертмейстер ГАСО Республики Татарстан, ведет как дирижер цикл детских программ.
1. У многих музыкантов, работающих в больших симфонических оркестрах, хоть раз да возникала мысль попробовать себя за дирижерским пультом. Я как концертмейстер в силу специфики этой должности всегда тщательно изучала партитуры и постепенно почувствовала особый интерес к этому. Для меня дирижирование стало также фактором личностного роста, возможностью саморазвития.
2. В наше время есть много классных женщин-дирижеров, не вижу никаких внешних препятствий. Ограничения скорее могут быть только у кого-то в голове.
3. В моем случае я выхожу к родному оркестру, где играю уже двадцать семь лет. С нашими музыкантами мне очень комфортно, я знаю, на что они способны в творчестве, а они знают меня. Но по моему опыту выступлений с другими коллективами, если ты в материале, знаешь, чего ты хочешь от рабочего процесса, то все выстраивается само собой. Оркестр же не должен как-то специально любить дирижера, у нас производственные отношения, так что особой коммуникации я никогда не добиваюсь.
4. Ограничения в репертуаре скорее связаны с ощущением, что до некоторых произведений я должна «дорасти». А так мне близки композиторы-романтики – мечтаю продирижировать симфонии Брамса, Дворжака, обожаю «Фантастическую симфонию» Берлиоза, интересна современная музыка. Но беря любое произведение, ты должен понимать, какую интерпретацию можешь предложить, не нарушая изначального замысла автора.
5. У меня есть свое представление, как должна выглядеть женщина-дирижер. Считаю, что во время вечернего концерта лучше выходить в строгой одежде – пиджак и брюки. Но вот у нас были программы для детей, где я даже олицетворяла фею. Тут красивое платье как раз уместно.