Сказочная звукопись и богатырский размах События

Сказочная звукопись и богатырский размах

В Московской консерватории исполнили сочинения Чайковского, Лядова и Калинникова

В Московской консерватории издавна существует традиция – приглашать своих именитых выпускников поработать с консерваторскими коллективами. Так поддерживается эстафета поколений, в контексте которой в этом сезоне за пульт Концертного симфонического оркестра Московской консерватории встал Константин Чудовский, главный дирижер Государственного Кремлевского оркестра и театра «Урал Опера Балет». Получив карт-бланш, он предложил сделать программу русской музыки конца XIX – начала XX столетия, высветив несколько ее граней: сказки и фольклор (за них отвечал Лядов), лирика, драматизм (Чайковский), эпика (Калинников).

Последнее определение не зря прозвучало в адрес Василия Калинникова, ведь его Первую симфонию Чудовский превратил в чересчур масштабное и пафосное полотно, что этому автору, преимущественно лирику, не совсем к лицу. Во всех частях господствовали оттенки форте и меццо-форте, хотя в партитуре есть немало деликатных нюансов. Возможно, дирижер хотел вывести на первый план русскую «размашистость», местами присущую циклу, но это привело к тому, что Первая симфония Калинникова нередко звучала, как «Богатырская» Бородина.

В отличие от первой части концерта, во второй во всех сочинениях у Концертного симфонического оркестра появились необходимые оттенки и нужная фильтрация эмоций, во сто крат улучшилось и качество игры.

Например, в «Ромео и Джульетте» Чайковского Чудовский прекрасно выстроил аффективный баланс между суровой, ожесточенной темой вражды, играя которую, оркестр будто высекал искры, и страстной, словно уходящей в небеса темой любви. Яркость контрастов была поистине театральной: несмотря на внутренний отказ автора изображать в музыке конкретные эпизоды произведения Шекспира, его образы моментально возникали в воображении.

Отнюдь не банальными вышли трактовки симфонических миниатюр Анатолия Лядова. «Волшебное озеро» показало КСО как коллектив с действительно богатой нюансировкой: тремоло струнных на тончайшем пианиссимо с включениями крошечных соло различных инструментов рисовало потрясающую по своей звукописи музыкальную картину, передавая и застылость водной глади, и порой попадающие на нее блики света.

А «Баба-Яга» с ее зловещей фантастикой, уникально подобранными тембрами низких деревянных духовых (бас-кларнета, фагота) и ксилофона, удивительной осязаемостью музыкального образа в интерпретации коллектива воспринималась как саундтрек к какому-нибудь диснеевскому мультфильму или самым первым образцам «ужастиков». Ведь Лядов в этом сочинении предвосхищает весь XX век с его погруженностью в мир потустороннего и обращенностью в иные цивилизации.

Бисы продолжили тему концерта. «Музыкальная табакерка» Лядова и «Русский танец» из «Щелкунчика» Чайковского не были довеском к программе, а, наоборот, стали ее красивой и весьма остроумной кодой. Жаль, что не прозвучала лядовская «Кикимора», удачно вписавшаяся бы в финал и завершившая «сказочный» триптих.

Генеральная репетиция Конкурс Рахманинова 2025

Генеральная репетиция

Завершился первый этап второго тура Рахманиновского конкурса в композиторской номинации

Поговорим об «Утесе» Конкурс Рахманинова 2025

Поговорим об «Утесе»

Жюри подвело итоги первого тура по специальности «Дирижирование»

Интрига нарастает Конкурс Рахманинова 2025

Интрига нарастает

Завершился второй тур пианистов на Международном конкурсе имени Рахманинова

Смерть и исчезание События

Смерть и исчезание

Île Thélème Ensemble представил программу памяти Эрика Сати