Удивительно, но факт: для Государственного академического ансамбля народного танца имени Ф. Гаскарова Республики Башкортостан это первый сольный концерт в Кремлевской дворце. Первый за все 85 лет истории коллектива, исколесившего весь мир.
Хореографические композиции «гаскаровцев» (как ласково зовут артистов в республике) признаны классикой башкирского народного танца. А самый известный танец «Семь девушек» считается не только визитной карточной коллектива, но и национальным брендом Башкортостана. Каждый, кто хотя бы раз его видел, был сражен самобытной хореографией и многозначной режиссурой танца. Плавная грация танцевальных линий – олицетворение достоинства и красоты башкирских красавиц. Взгляд в пол – символ их скромности. Лишь в самом конце они единственный раз поднимут свой взор на зрителя, сразив молниями гордой непокорности карих глаз.
Автор этого танцевального шедевра и создатель коллектива Файзи Гаскаров – личность масштабная и удивительная. Круглый сирота, потерявший родителей в годы Гражданской войны, воспитанник детских домов и трудовой колонии – он был трудным подростком. Но именно талант позволил ему занять место в ряду первых имен республики. Свои негласные звания «отца башкирского танцевального искусства» и «первого балетмейстера республики» он получил в страстных дебатах с партийным руководством. Добился открытия башкирского отделения при Ленинградском хореографическом училище. Создал в республике ансамбль народного танца по образцу коллектива своего учителя Игоря Моисеева. Стал одним из авторов первого башкирского балета «Журавлиная песнь» (не только либретто, как принято считать, но и во многом хореографии).
В разгар проходившего в 1930-е годы в стране культурного строительства он многократно выезжал в фольклорные экспедиции, где зорко высматривал и впитывал особенности уклада жизни башкирского народа, его традиции и культуру. Именно с легкой руки Гаскарова получила широкую известность легенда о семи башкирских красавицах, которые предпочли плену смерть (впервые он услышал ее в одной из экспедиций). И даже привычный нам башкирский сценический костюм был во многом его «изобретением». Ту самую башкирскую шапку из лисьего меха, которую сегодня все знают по изображению Салавата Юлаева, придумал именно Гаскаров совместно с театральным художником Борисом Ториком для танца «Северные амуры», посвященного Отечественной войне 1812 года.
Каждая страница танцевального наследия Гаскарова – точное и емкое художественное обобщение культурного кода своего народа. Будь то комедийная жанровая зарисовка «Три брата», зажигательный трудовой танец «Косари» или масштабные молодежные плясовые «Зарифа» и «Гюльназира». Во время кремлевского концерта танцевальная программа «гаскаровцев» помимо прославленных башкирских танцев развернулась и необычайно эффектным парадом танцев народов мира – русского, белорусского, казахского, испанского, аргентинского, китайского… Были и совсем свежие хореографические номера, связанные с текущей повесткой, – театрализованная хореографическая картина «Веселые ребята» к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и пронзительная композиция «Во имя жизни», посвященная специальной военной операции.
Концерт проходил в тот день, когда новостные каналы пестрели сообщениями о самой массовой атаке беспилотников на Москву. И то, что в самом сердце столицы в этот тревожный день выступили именно «гаскаровцы» (так совпало), выглядело во многом символичным. В 2013 году деятельность коллектива была отмечена почетным титулом ЮНЕСКО «Посол мира». Они и выглядели в этот вечер послами мира, объединив красотой танцев разных народов и культур шесть тысяч зрителей Государственного Кремлевского дворца и еще десятки тысяч пользователей интернет-трансляции.