Магия меди События

Магия меди

В Саратовской консерватории впервые прозвучала музыка Жанны Габовой

Баритон, тромбон и туба в сочинениях московского композитора Жанны Габовой примерили на себя лавры виртуозов, удивили невероятными ансамблями со струнными, ударными, фортепиано и органом. Не обошлось и без мировых премьер.

Встреча с современным композитором для региональной музыкальной жизни – событие отнюдь не проходное и вряд ли вообще могло состояться без подвижников на местах. Инициатором авторского концерта Жанны Габовой стал образовательный проект Саратовской консерватории «Магия меди», созданный для популяризации музыки для медных духовых инструментов. «В каждом концерте мы рассказываем про новые сочинения для медных духовых, про новые инструменты, про какие-то изыскания, новшества в этой области и обязательно представляем мировые премьеры. У Жанны оказалось огромное количество музыки, где задействованы медные», – отметил руководитель проекта, солист саратовского «Брандт Брасс Ансамбля», доцент Саратовской консерватории Юрий Долгов.

Большой авторский концерт стал местом встречи ждущего «своих» исполнителей композитора и саратовских солистов, давно искавших «своего» композитора. Получился взрыв невероятной силы, зарядивший энергией ту область музыки, которая до сих пор лежит скорее на периферии концертной жизни. Медные духовые не просто явились главными героями вечера, они обрели собственный голос в оригинальной музыке, написанной специально для них. Концерт объединил и сплотил все духовые силы Саратова от мала до велика: в нем приняли участие и юные воспитанники музыкальных школ, и студенты музыкального колледжа и консерватории, и профессиональные музыканты, солисты ансамблей и оркестров города, а также известные творческие коллективы – «Брандт Брасс Ансамбль» и камерный хор VivaArt кафедры теории музыки и композиции Саратовской консерватории под руководством Виолетты Мальцевой.

Жанна Габова, будучи российско-казахским композитором, пришла к новой для себя публике с открытой душой и щедрым сердцем. Об этом заявила открывшая программу казахская народная песня «Тойбастар», под которую в старину одаривали гостей на свадьбах. О том, чтобы никто не ушел с концерта без ярких впечатлений, позаботился «Брандт Брасс Ансамбль» под руководством Дениса Новицкого.

Тромбонист Юрия Долгов в этот вечер покорил слушателей воплощениями самых разных образов – от прекрасной «Женщины» до полифонической «Инвенции в стиле И.С. Баха», где два тромбона (в ансамбле с Анатолием Ивановичем) уподобились сольным регистрам органа (Дарья Сидорова) и неожиданно легко и убедительно предались воспоминаниям о барокко. Еще более поразительным стал альянс тубы со скрипкой и альтом в сопровождении фортепиано (Кирилл Сергеев, Ева Глушко, Лали Ирицян и Елена Торопова) в квартетной «Токкате-фантазии». Приглушенный бас меди подобно неторопливо скользящему в бездонной глубине киту задумчиво «наблюдал» за игрой легких скрипичных волн на поверхности моря.

 

Любимицей саратовских слушателей смело можно назвать «Пляску Лешего» из сюиты «Языческая роща коми» для солирующих инструментов симфонического оркестра и фортепиано. Таинственная роща в глубине северной тайги стала точкой притяжения для искателей приключений со всей России: деревья в ней причудливо сплетаются и прорастают друг в друга, напоминая то лапу лешего, то объятия влюбленных. Еще не все из задуманных композитором частей сюиты были завершены (начало положено летом 2022 года), а «Пляска Лешего» для тромбона и фортепиано уже ушла в народ и стала одним из самых сильных сценических козырей для тромбонистов. Именно она послужила проводницей музыки Жанны Габовой в Саратов. В исполнении Юрия Долгова и пианистки Ирины Иванычевой в этот вечер прозвучал еще «Вальс влюбленных» из этой сюиты, а «Танцующие деревья» ожили благодаря увлекательной игре на ксилофоне Марианы Абрамовой в сопровождении Екатерины Лопашевой за фортепиано.

Женщина-композитор, посвятившая большую часть себя медным духовым, – явление достаточно редкое в музыкальном мире. «Это любовь с первого звука, – признается Жанна, – звука тубы Ивана Габова, моего супруга. Потом закрутило: никак не предполагала, что туба, тромбон, труба умеют быть нежными, страстными, яркими, пылкими, быстрыми, виртуозными, романтичными, пластичными – именно пластичными! После узнала, что есть у этих инструментов свои тайны исполнения: в технике, во взятии звука, приложения губ к мундштуку и другие возможности, которые я стала использовать в своих произведениях. Так появилась нежная, сильная, любимая и родная “Женщина” – пьеса с каденцией для тромбона соло. Для меня это одно из самых эмоционально сильных произведений. Там есть некая тихая мощь, тихая сила в мудрости, терпении и огромнейшей любви».

Боевое крещение Жанны в области музыки для духовых состоялось в 2012 году выходом в свет Токкаты для тубы соло. Само по себе непривычно видеть огромную и обычно неповоротливую тубу в амплуа виртуоза, но кроме того Токката оказалась в нужном месте в нужное время – на пике возрождения движения духовых оркестров и неутолимой жажды новой музыки для духовых и ударных инструментов. Сочинение было отмечено дипломом лауреата и объявлено обязательным произведением второго тура IV Международного музыкального конкурса для духовых и ударных инструментов в Московской консерватории и принесло заслуженный успех своему лучшему исполнителю Сергею Бармину (в настоящее время доценту кафедры духовых и ударных инструментов Московской консерватории). В Саратове, в исполнении Кирилла Слугина, оно стало гвоздем программы авторского концерта Жанны Габовой.

Многодетная мама, Жанна много времени уделяет сочинению музыки для детей, и неслучайно именно она была избрана председателем секции детской музыки Союза композиторов Евразии. В Саратове она представила новые произведения: детский триптих «Веселый музыкант» для трубы или малого барабана с фортепиано, напомнивший об эпохе советского индустриализма, в которой прошло детство композитора, – эпохе, когда музыка для детей была пронизана непоколебимой верой в светлое и большое будущее. В исполнении триптиха и двух частей из «Маленькой сюиты для больших музыкантов» для ударных и фортепиано «Все на свете хочу знать» вместе с преподавателем Ярославом Болдыревым приняли участие юные ударники Владислав Воронин и Ксения Никитина, трубачи Мария Терехова и Дмитрий Широбоков, пианистки Екатерина Лопашева и Елена Торопова. Серию мировых премьер увенчала «Поэма о маленьком трубаче», созданная на стихи Алексея Витакова (за основу взято его стихотворение «В рай попадут солдаты и дети»). Силами камерного хора VivaArt и дирижера Андрея Афанасьева, солиста Сергея Майданова, трубачей Дмитрия Широбокова и Марии Тереховой, ксилофонистки Ксении Никитиной и концертмейстера Светланы Шамаевой получилась патриотическая кульминация вечера.

«Воскресение» в субботу События

«Воскресение» в субботу

MusicAeterna и Теодор Курентзис вновь пожаловали в столицу с партитурой Густава Малера

События в Ершалаиме События

События в Ершалаиме

«Роман» в Театре Российской Армии: о роли музыки в нашумевшем спектакле, и не только

Послы мира События

Послы мира

Легендарный башкирский коллектив выступил с сольным концертом в Кремле

Норма на баррикадах События

Норма на баррикадах

В соревновании двух оперных «Норм» в Вене новая постановка Штаатсопер пришла к финишу второй