С каждым годом Куба стремится к большей открытости во всех сферах, представляя всему миру свой самобытный национальный колорит. И все-таки не ром, сигары и мараки говорят о рейтинге достижений. Визитной карточкой страны по-прежнему гордо считается Национальный балет Кубы. Он сегодня находится в прекрасном состоянии и во многом благодаря уникальной школе с чудесными традициями и педагогами. Это кузница первостатейных виртуозов. Особенно впечатляет мужской состав Кубинского балета своей техникой, эмоциональностью и партнерством. Появилась плеяда молодых исполнителей, пластически незаурядных, наделенных удлиненными линиями, отличной растяжкой. Каждый раз, возвращаясь на танцующий остров, не досчитываешься среди кубинских солистов и премьеров вундеркиндов прошлых фестивалей, которые проводятся раз в два года. И хотя лучшие танцовщики оседают в западных труппах, где всегда имеются вакантные места для кубинских виртуозов, из урожайных недр школы каждый год выходят в большое плавание новые таланты.
На нынешний фестиваль съехались питомцы кубинской школы разных лет со всех концов планеты (и как оказалось, наряду с русскими балеринами во множестве балетных компаний кубинские танцовщики возглавляют иерархический корпус солистов). Их приезд восторженно был принят гаванской труппой, проводившей ныне очередной 26-й балетный фестиваль, посвящая его 70-летию профессиональной компании Алисии Алонсо. Она – великая легенда танца ХХ века. К сожалению, почтенный возраст и болезнь впервые не позволили Алисии Алонсо присутствовать на спектаклях форума. Всегда ее появление на прежних фестивалях вызывало бешеный восторг публики и придавало атмосферный градус мероприятиям. Но и в этот раз она незримо была вместе с боготворящими ее зрителями и артистами, пиететно впитавшими исполнительский стиль Алонсо.
75-летнему юбилею ее сценического дебюта в заглавной партии в балете «Жизель» был посвящен отдельный гала-спектакль, в котором, сменяя друг друга, выступили три состава главных персонажей: Всьенсай Вальдес, Садаисе Аренсибиа, Греттель Морехон (Жизели) и Дани Эрнандес, Рауль Абреу, Рафаэль Кенедит (Графы Альберты). Эмоционально насыщенная гамма интерпретаций, индивидуальные краски солистов придали спектаклю объемность звучания.
«Жизель» рефреном плыла по волнам фестиваля, украшая его афишу неоднократно. Сменялись в динамичной органике составы, представляя яркие персоналии труппы и именитых гастролеров. Хи Сео и Кори Стерн из Американского балетного театра разыграли пронзительную историю любви. Чистота поз, осмысленность стиля балерины во втором акте позволили увидеть большую репетиторскую работу ученицы Вагановой Ирины Колпаковой.
Знаменитый кубинец Роландо Сарабиа, впервые вернувшийся танцевать на родину из США, удивил своей интерпретацией графа Альберта. В нем кипел необузданный темперамент и фонтанировали эмоции. А в самые драматичные моменты он не только аффектировал отчаяние, падал навзничь, но и не забывал о своем коньке – вихревых пируэтах. Его партнерша Садаисе Аренсибиа, напротив, была с головой погружена в потустороннюю нирвану, и заметно было, что ее идефикс – максимально приблизиться к сценическому образу Алонсо.
Самая именитая кубинская прима Вьенсай Вальдес представила молодого красивого премьера Рафаэля Кенедита. Виртуозка Вальдес, имеющая в мире устойчивую репутацию маститого профессионала, не нуждается в комплементарных дополнениях, а вот ее кавалера, только пребывающего на старте карьеры, следует отметить за искренность чувств и свободную технику.
В па-де-де из второго акта «Жизели» в концертном исполнении выступила единственная из русских балерин Мария Кочеткова (ныне представляющая Балет Норвегии) и премьер Нью-Йорк сити балета Хоакин де Лус. Они впервые встретились в этом дуэте, но их чуткое взаимодействие в ансамбле ни на миг не напомнило о дебютности. Находящаяся на пике балеринской формы, Кочеткова восхищала тонкой интерпретацией и филигранной выделкой нюансов.
Блокбастеровский формат танцевального форума, проходившего в течение десяти дней на пяти сценических площадках, блестяще объединил показы лучших репертуарных хитов в пиршестве концертных программ на любой вкус с завидным изобилием мировых и кубинских премьер.
Наряду с отдельными актами из балетов «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Дон Кихот» в исполнении артистов Кубинского балета были представлены «Кармен-сюита», «Смерть Нарцисса» в хореографии Алисии Алонсо, «Проспера» (по шекспировской «Буре»), «Волшебная флейта» (по мотивам хореографии Льва Иванова) и зажигательный и веселый финал «Золушки» Педро Консуэгры на музыку Иоганна Штрауса-сына.
Во всем блеске сегодня раскрылось дарование элегантного премьера Дани Эрнандеса, появились молодые амбициозные артисты Греттель Морехон, сразившая своими фуэте по диагонали вперед и назад и вращениями с переменой фиксированных точек вокруг оси, полетная Клаудиа Гарсия, уверенные, куражные Адриан Санчес и Рауль Абреу, с прекрасными физическими данными эластичный Янкиэль Васкес, энергичный Даниэль Риттолес, техничная Чанель Кабрера, обладатель красивейших линий высокий Коме Таблада, незабываемый в современном репертуаре выразительный Ариам Леон, эффектная Хинетт Мончо.
Среди иностранных гостей большой успех имели Мария Кочеткова и Себастьян Клоборг в изобилующем поддержками современном номере «В конце дня» Дэвида Доусона, Мариан Вальтер из Балета Берлина, исполнивший «Лакримозу» Моцарта, совсем юная и хрупкая американка Элизабет Байер, Фернандо Монтаньо из лондонского Королевского балета, страстно станцевавший номер «Gallardo» на музыку Вивальди и Пьяццоллы, лиричка Жюли Шарле из Тулузы, Макарена Хименес из Балета театра Колон (Аргентина), виртуозно станцевавшая в каверзном нуреевском па-де-де из «Щелкунчика». Своих земляков Адиарис Альмейду и Тараса Домитро из США и Янелу Пиньеру и Камило Рамоса из Австралии кубинцы встречали неистовым ором. Прекрасный номер «Есть ли кто-нибудь там» на музыку группы Пинк Флойд в хореографии Петера Браэра экстатично исполнили бразильянка Летисия Кальвете и француз Флориан Кадор из компании «Европа балет» из австрийского городка Санкт-Пёльтен. А в театре Марти зажигали артисты фламенко.
В фестивале приняли участие звезды американского балета. И это неспроста: Алисия Алонсо много лет работала в США. Она с 1937 года танцевала на сценах Бродвея, а с 1940 в течение шестнадцати лет не расставалась с труппой Американского балетного театра (AБT). Выразить почтение ее таланту приехали артисты не только из AБT, но из Нью-Йорк сити балета, которому предоставили два вечера.
Поразил Даниэль Улбрик: его обаяние, непревзойденная виртуозность в сплаве с артистичностью ставят танцовщика в ряд самых интересных фигур балета сегодня. Талант артиста искрился в баланчинской «Тарантелле» с Индианой Вудворт, в «Sing Sing Sing» в собственной хореографии на музыку Бенни Гудмена с Даниэлой Динис и в номере «Трое мужчин» на музыку Астора Пьяццоллы в хореографии Даниэля Улбрика, Дениса Дроздюка, Лекса Ишимото. С Улбриком эффектно «состязались» в мастерстве Джозеф Гатти и Денис Дроздюк. В составе американской делегации выступила самая интересная балерина из Нью-Йорк сити балета Стерлиг Хилтин. По облику и по тонкости исполнения напоминающая Дарси Кистлер, Хилтин покорила прочувствованным исполнением Баланчина. В па-де-де Терпсихоры и Аполлона с Гонсало Гарсиа балерина своей поэтичностью и красотой линий превращала хореографический текст в искусство высшей пробы, когда каждое движение приобретало художественную ценность.
Номер «Непреодолимый» представили американские украинцы фрилансеры Антонина Скобина и Денис Дроздюк (его же хореография). Виртуознейшее исполнение сплава техники бальных танцев, классики и контемпорари захватывало дух.
Новое имя АBT – Арэн Белл. Он только два года в компании, служит в кордебалете, но на сцене проявляет явные качества премьера. Белл хорошо сложен, высокий, с отличным арсеналом техники и мягкой классической манерой танца. Достойно выступил с примой Изабеллой Бойлстон в трудном па-де-де из «Дон Кихота» в гала-концерте в честь Мариуса Петипа.
Неожиданным сюрпризом стало выступление солистов Чешского национального балета. С приходом Филипа Баранкевича, бывшего премьера Штутгартского балета, на должность артистического директора уровень труппы качественно изменился и обновился ее состав. Никола Марова и Адам Звонарш успешно исполнили дуэт из «Баядерки». Адама сегодня российские балетоманы да и все телезрители канала «Культура» знают по проекту «Большой балет». В труппе прекрасно смотрится молдаванка Алина Нану технически самая крепкая и отлично выученная. В паре с Ондржеем Винклатом они исполнили па-де-де из «Дон Кихота» под восторженные крики зала. Винклат совершенно владеет фразеологией музыкального дыхания танца, чувством позы, пластичностью и блестящим артистизмом. Московскому зрителю предстоит познакомиться с этим артистом, но в качестве хореографа: он будет участвовать в ближайшем проекте «Точка пересечения» в МАМТе.
В па-де-де из «Корсара» выступили бывшие артисты Пермского балета Евгения и Никита Четвериковы. Они великолепно адаптировались в труппе и, как мне показалось, стали танцевать раскованнее и виртуозней. Кубинская публика принимала их очень тепло.
Датский театр танца в хореографии Понтуса Лидберга показал спектакль «Сирена» на музыку Франца Шуберта и Стефана Левина. Балету дано название мифического существа, своим пением привлекающим и завлекающим моряков в гибельные места. Сочинение о долгих скитаниях по лабиринтам души перекликается с линией о несбыточных мечтах Улисса. В спектакле переплетено повествование и абстракция, реальность и фантазия.
Свою хореоверсию «Кармины Бураны» Карла Орфа представил Балет Большого театра Женевы в хореографии Клода Брюмашона и его ассистента Бенжамена Лямарша. Пластика перемежается с рваными движениями прыжков, отжиманий, пробежек, акробатических элементов, поддержек на руках и плече и судорожным сотрясанием тел и конечностей. А броскость изобретательно-экстравагантных костюмов Ливии Стояновой и Яссена Самуилова и диктат музыки подавляют танец.
Большой заключительный гала фестиваля завершился номером-приношением «Для Алисии» в хореографии Тани Вергары на музыку Франка Фернандеса (он же за роялем) в исполнении звезды труппы Вьенсай Вальдес. На экране демонстрировался видеотанец рук Алисии Алонсо, которому пластически вторила танцем на сцене Вальдес. Она порой останавливалась, облокотившись о рояль и вглядываясь в облик великой Алисии, распростиралась ниц на музыкальные лейтмотивы «Жизели», склонялась в глубоком реверансе. Это был трогательный момент искреннего и сердечного почитания легенды мирового балета Алисии Алонсо, создавшей и прославившей Кубинский балет.