В путь-дорогу дальнюю События

В путь-дорогу дальнюю

В Театре имени Сац исполнили «Перезвоны»

Детский музыкальный театр продолжает расширять репертуар, включая как малоизвестные сочинения, так и признанные шедевры. К последним, несомненно, относятся «Перезвоны» Валерия Гаврилина, которые сам автор определил как «действо, нечто среднее между оперой и ораторией». Напомним: проходящая в здании реконструкция основной сцены (ее обещают закончить к концу года) дала толчок одноименному проекту «RE-Конструкция», который придумал Георгий Исаакян в 2022 году. Но для интерпретации гаврилинского сочинения организаторы остроумно переиначили название, и родилась «Folk-Конструкция». Вместо верхней площадки фойе исполнение прошло в пространстве первого этажа с задействованием лестницы, на которой выступал хор. Справа от него разместился гобоист Иван Паисов (в интермеццо «Дудочка» между номерами его инструмент звучал роскошно и очень проникновенно). А в нише – группа ударников (Илья Кириличев, Жанна Могулкина, Андрей Чернышев), которые умудрялись играть на целой батарее ударных и показали отличный баланс с хором и солистами.

Обычно «Перезвоны» исполняют в филармоническом формате – с неизменной скупостью движений и обязательными черными костюмами у артистов. Но можно вспомнить и недавнее внедрение произведения в танцевальное искусство: руководитель балетной труппы МАМТ Максим Севагин представил на сцене театра одноактный спектакль «Знаем благую весть» на музыку некоторых фрагментов гаврилинской партитуры.

Режиссер Детского музыкального театра Валерий Меркулов попытался сделать сценическую версию сочинения: получилось что-то среднее между концертным исполнением и спектаклем. Идея возникла благодаря «подсказке» Гаврилина: «Это не просто циклическое произведение, здесь есть сюжет, который надо разыгрывать. “Перезвоны” задуманы как театральное представление по типу народной драмы с использованием света, движения».

Но увиденное в Театре имени Сац воспринималось скорее как иллюстрация к гениальной музыке, нежели интерпретация с четкой концепцией.

Спектакль начался с появления людей с чемоданами, которые отправляются в дорогу (дорога – лейтмотив «Перезвонов»), этим же он и закончился. Певцы в условно современной, а местами похожей на советскую одежде (рубашки, футболки на мужчинах, платья в горошек у девушек и парочка нарядов, стилизованных под народные), взятой из подбора театра, иллюстрировали фрагменты музыки. Например, в «частушечных» номерах на сцене возникли мужчины в костюмах и гриме деревенских баб, девушки в обличье казаков, с накладными усами – этакий сельский карнавал. Во время лирических эпизодов партитуры молодой человек дарил скромный букет полевых цветов поселянке, объясняясь в любви. Когда зазвучала «Молитва», в руках артистов хора появились свечи, а в финальной «Дороге» певцы оделись в походную одежду и маршировали, как бы отправляясь в путь.

 

Прямолинейность режиссерской мысли, некоторая обытовленность, приземленность действия не дали целиком почувствовать поэтичность и отчасти мистериальность партитуры «Перезвонов», которые ей присущи.

Интерпретация сопровождалась видеослайдами (Татьяна Мешалкина и Мария Степанова), на которых демонстрировались образы Родины – летние и зимние русские пейзажи, храмы. Необходимую загадочность и мистический характер музыки отчасти смог передать интересно, колористически небанально выстроенный свет (Юлия Айнетдинова).

Идея подготовить это сочинение – целиком и полностью заслуга главного хормейстера театра Веры Давыдовой. В работе с артистами ей помогали молодые коллеги Дмитрий Брашовян и Ксения Кулакова.

Хор театра показал фантастический уровень исполнения, тонкого восприятия «Перезвонов». Певцы продемонстрировали не только отменную синхронность и блистательную впетость материала, но и свободное владение всеми ритмическими вывертами, коих в партитуре очень много. Совершенно легкое переключение с кантилены на декламацию, скандирование слов или просто живой разговор – все это было у хора, чья планка в ранге столичных коллективов поднимается все выше и выше.

Как известно, певцы в «Перезвонах» выполняют функцию почти что оркестра, в котором смешение различных тембров и оттенков поистине безмерно. Именно в звучании хора ДМТ раскрылась та эмоциональность, одухотворенность, широта образных красок, которых не хватало в иллюстрациях режиссера: разбойничьи, протяжные песни-плачи, зазывалки, частушки интерпретировались артистами с разными ощущениями и динамической амплитудой. И особое восхищение тем, что материал исполнялся наизусть и без дирижера: вокалисты не смотрели в ноты, сочетали свое исполнение с мизансценическим действием.

Замечательно выступили три солистки: оперные голоса Анны Кодинец, Инны Митрофановой (сопрано) и Анны Мокрецовой (меццо-сопрано) придали трактовке «Перезвонов» особую выразительность и пластичность. Тогда как тенор Александр Зеленеев пел в почти что народной манере, весьма подходящей ауре сочинения.

По слухам, «Перезвоны» войдут в основной репертуар Театра имени Сац и станут полноценным спектаклем. Что ж, тогда, возможно, будут созданы оригинальные костюмы и выкристаллизуется режиссерская концепция.