Танцы вниз События

Танцы вниз

«Урал Балет» представляет первую премьеру сезона 2024/2025 – «Каменный цветок» Сергея Прокофьева в хореографии Антона Пимонова

Снаружи новый «Каменный цветок» «Урал Балета» выглядит как подобает куску руды, богатому ценными камнями: брутально, загадочно и многообещающе. Авторы – хореограф Антон Пимонов, режиссер и художник-постановщик Юлиана Лайкова, драматург Богдан Королёк – создавали радикально новое произведение, никак не прикрываясь канонической версией Юрия Григоровича. Для екатеринбургского спектакля не только было написано новое либретто, но и полностью перекроена многострадальная партитура Сергея Прокофьева (этим тоже занимался Королёк совместно с дирижером-постановщиком Павлом Клиничевым). Начало, безусловно, обнадеживающее, но найти богатую ископаемыми жилу – хорошо если полдела, дальше нужно искусно добыть из нее ценное и убрать лишнее, а это процесс не менее трудоемкий.

С глобальной структурой в спектакле все прекрасно. Драматургия вовремя дает поводы и потанцевать, и подвигать сюжет. Хороводы артельщиков и поселян в нужное время прерываются местной феей Карабос, прорабом-Северьяном (Глеб Сагеев) и его зловещими подчиненными, а Хозяйка Медной горы (Елена Кабанова) выплывает на сцену ровно в тот момент, когда от страданий Данилы (Иван Сидельников) по огромному светящемуся куску янтаря начинаешь уставать. Абстрактные декорации, массивные горные глыбы и гигантские соцветия драгоценных камней сделаны будто одним широченным художественным жестом без отвлекающих подробностей и избыточных деталей. На них накладывается единая цветовая схема освещения (темно-синий, янтарный и их комбинации), которая, с одной стороны, создает необходимый визуальный контраст теплых и холодных оттенков, а с другой – собирает зрительское внимание. Но с инкрустацией большого каркаса спектакля драгоценностями хореографии возникают проблемы.

Антон Пимонов попытался уйти от пантомимы, решить все узлы спектакля танцем. Идея, безусловно, симпатичная, если бы не одно мешающее обстоятельство. «Каменный цветок» в его уралбалетном изводе гораздо больше похож на эпос, чем на психологическую драму, в нем огромное количество сюжетных действий (пришел, похитил, заколдовал, напал). Все эти интеракции персонажей смотрятся крайне медленно и не создают необходимого контраста с танцевальными эпизодами, ведь хореографический язык везде один и тот же. Переключения регистра пластического действия крайне важны, когда дело касается полномасштабного девяностоминутного балета. Если их нет, то нет и контраста, без которого балет сливается в бесконечный поток движений, в котором нет ни смысловых акцентов, ни пауз, ни кульминаций.

Отдельно действующее лицо, которому уделена солидная часть сценического времени спектакля, – кордебалет. В хореографии танцевальных сцен приятно удивляет то, что Пимонов не стремится наворотить миллион разных движений, скрестить тысячу стилей, а остается в русле более-менее стандартной неоклассической лексики с органичными вкраплениями собственных наработок. Общая «заземленная» направленность движений вниз органично сочетается с переваливающейся с ноги на ногу музыкой Прокофьева.

Однако сами по себе многочисленные массовые эпизоды выглядят скорее как наброски, в которых недостает выделки мелких деталей. В кордебалетных построениях много синхрона и совсем мало внутренней полифонии движений: большую часть времени артисты делают вместе почти одно и то же. Они выстраиваются в шеренги, крутят хороводы, но в этом всем сильно недостает разнообразия, а главное – направления пластической идеи, которая, кажется, топчется на одном месте. Поэтому, при всей внешней красоте и визуальном единстве, в динамике «Каменный цветок» смотрится сильно слабее, чем на фотографиях.

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории