Помните, как выглядит логотип компании MPL, представляющей деловые интересы Пола Маккартни? Симпатичная фигурка человека, умело жонглирующего планетами и Луной, — весьма показательно и символично…
Пол — Величайший Мастер не только по части сотворения музыки, но и по созданию любого повода обратить на себя всемирное внимание.
В 2024 году так было с выпуском двойного альбома One Hand Clapping, который маккартниевская группа Wings записала полувеком (!) ранее (1974). На этот раз в связи с пятидесятилетием вышедшего в мае 1975 года Venus and Mars (четвертого лонгплея Wings) неутомимый рок-сэр объявил о переиздании хит-альбома. Продюсеры Джайлс Мартин и Стив Орчард (участвовали также в выпуске One Hand Clapping) скрупулезно поработали с оригинальными пленками Venus and Mars, и 21 марта 2025‑го в обновленном звуке альбом будет издан на виниле. Вдобавок на радость меломанам-битломанам Venus and Mars впервые можно будет слушать на стриминговых платформах в формате Dolby Atmos.
Venus and Mars в творчестве Пола стал альбомом поворотным. К середине десятилетия эстетика романтических 1960-х становилась архивом. Маккартни, всегда быстрее и лучше умевший уловить новые веяния в поп-музыке, решил, что Venus and Mars должен соответствовать изменившимся вкусам публики и новым мировым (читай: американским) стандартам музыкальной поп-индустрии. Думается, неслучайно и запись альбома проходила большей частью в Новом Орлеане и Сан-Франциско — при участии в том числе и американских сессионных музыкантов Пол спешил сделать свою «американскую» хит-пластинку.
Стилистически всеядный, успешно проявляющий себя в любом жанре, Маккартни с группой представил на альбоме многие из направлений, что доминировали в ту пору на поп-сцене: забойный стадионный рок — композиция Rock Show о бравых рокерских буднях; разудалый попрыгунчик поп-рок — Magneto and Titanium Man о веселых придурках-злодеях, героях комиксов; «почти фолк» — Venus and Mars о «почти астрологии»; мистические тени легкой психоделии — Venus and Mars (reprise) о летающих тарелках и Spirits of Ancient Egypt о духах Древнего Египта; «почти брутальный» хард-рок — упругая, с элементами блюза и соула Letting Go о жене и клавишнике Wings Линде… (Кстати, Линда — в девичестве первоклассный фотограф — автор в высшей степени превосходного снимка двух бильярдных шаров, что красуются на лицевой стороне конверта альбома и символизируют планеты Венеру и Марс.)
Группа Wings, несмотря на регулярные замены гитариста и барабанщика, прекрасно сыграна и звучит безукоризненно. Пол восхитителен на бас-гитаре, фортепиано и гитаре. Он также блестяще исполняет все вокальные партии — и в темповых номерах, и в своих фирменных балладах Love in Song и Treat Her Gently/Lonely Old People, и в типичных для себя проявлениях жанровых «вкусностей» — в написанной «под новоорлеанскую» соул-балладе с элементами госпела Call Me Back Again и в мюзик-холльной, в духе 1920‑х годов, You Gave Me the Answer. И даже откровенно попсовая, сработанная на кондитерской фабрике имени Маккартни Listen to What the Man Said, не вызывает сомнений на тему «Знает ли Пол, как выпекать хиты».
Venus and Mars — пластинка роскошная и невероятно популярная. Из тринадцати песен альбома десять входили в концертную программу Wings — это показатель настоящей хитовости лонгплея. Вот только к творческим удачам Пола работу эту отнести не получается. Слишком уж она… просчитанно респектабельная, что ли… Непокорности и романтизма битла Пола в ней нет. Да и сам Маккартни, начиная с альбома Venus and Mars, стал писать совершенно другую музыку — успешную и местами даже красивую, но далекую от той, которая когда-то дышала волшебством…
Впрочем, симпатичная фигурка человека с логотипа компании MPL продолжает умело жонглировать планетами и Луной — весьма символично и показательно…