На оркестровых волнах События

На оркестровых волнах

Теодор Курентзис и оркестр Utopia сыграли Брамса и Малера в Штутгарте

Концертный зал Лидерхалле в Штутгарте заполнен, все билеты распроданы, что неудивительно, ведь публика вновь встретилась с дирижером, ставшим уже в какой-то степени своим: шесть лет, с 2018 по 2024 год, Теодор Курентзис возглавлял оркестр Юго-Западного радио Германии. Но в этом концерте слушатели могли испытать совершенно новые, захватывающие впечатления от менее знакомого штутгартцам детища Курентзиса – Utopia. Этот оркестр, по сути, огромный ансамбль, в котором яркость и талант каждого отдельно взятого музыканта высокого класса, подобранного Курентзисом, обогащает общий замысел и выводит его на совершенно иной уровень. Достаточно просто прийти на концерт и увидеть, как движения смычков, наклон корпуса и головы нескольких десятков инструменталистов синхронизируются с музыкальным пульсом, образуя настоящие волны, расходящиеся по всему оркестру и на эмоциональном уровне переходящие в зал, – так было и на апрельском концерте в Штутгарте. На оркестровых волнах партия солирующего фортепиано в исполнении Александра Канторова звучала ярко и убедительно, полностью вливаясь в единый замысел.

Величественный и грандиозный Второй фортепианный концерт Брамса – вызов для любого пианиста. Интересно, что совсем недавно, в конце марта, Канторов исполнял этот концерт с Филармоническим оркестром Радио Франции под управлением Джона Элиота Гардинера. В этой интерпретации в целом звучание оркестра было гораздо легче, я бы сказал, более приветливо-европейское, не с таким выраженным драматизмом. Другое дело – Курентзис с его амплитудой: от грома с молниями до тишайшего пианиссимо, что требует еще большей отдачи от солиста. Уже после первого оркестрового эпизода в начале произведения возникло опасение, а будет ли звучание рояля таким же мощным, но Канторов действительно смог играть на равных.

Пианист, впервые блеснувший исполнением концерта в 2019 году, в финале Конкурса имени Чайковского (где выиграл первую премию), нигде не переходил границы вкуса – фортиссимо было по-настоящему оркестровым, а виртуозные пассажи сыграны с листовским размахом. В некоторых тихих фрагментах рояль все же звучал слишком приглушенно, ажурно, в контексте преобладающего волевого начала в первой части. С другой стороны, импрессионистические краски привносили французский колорит – давал о себе знать тот факт, что в репертуаре Канторова все пять фортепианных концертов Сен-Санса, требующих большой филигранности исполнения.

Диалог рояля с оркестром выглядел абсолютно органично – заслуга как пианиста, так и дирижера, продумавших всю концепцию сочинения от первой и до последней ноты.

Настоящим открытием оказалось то, с какой чуткостью пианист слушал оркестрантов и как они – его, что проявлялось как в туттийных местах, так и в соло: например, где верхний голос журчащей фортепианной фактуры высвечивается флейтой или кларнетом, и как Курентзис своими плавными, парящими движениями сводил их вместе.

 

После монументальной первой части Скерцо началось практически без перерыва, сразу вовлекая слушателей в неистовый кружащийся танец. Спонтанность музыки была передана великолепно – с темпераментом, при этом ритмически очень точно. В третьей части можно было насладиться изумительным соло виолончели. Концертмейстер виолончелей, почти полностью скрытый от зрителей роялем, вместе с солистом и дирижером потом вышел на поклоны, вызвав большие овации. Исполнение третьей части оказалось пронизано трепетом, можно даже сказать, религиозным благоговением – особенно в хорале двух кларнетов перед репризой, сопровождаемом приглушенным звучанием струнных, точно шелестом ветра, и задумчивыми плавными арпеджио рояля, поднимающимися куда-то в бескрайнюю высь. Для четвертой части, очень рапсодийной и по форме, и по содержанию, Канторов и Курентзис нашли все необходимые выразительные средства, и даже больше: при каждом звучании квазинародной темы в духе венгерских танцев все скрипачи вставали, что еще больше оживляло музыку. Поскольку они находились по обеим сторонам от дирижера, переклички между первыми и вторыми скрипками были не только слышны, но и видны. Прием, безусловно, из обоймы Курентзиса, но здесь он действительно пришелся к месту. Канторов, помимо прочего, нашел чудную артикуляцию для начальной темы финала, полной юмора. Сыгранный после него «Грустный вальс» Франца фон Вечей в обработке Дьёрдя Цифры – один из любимых бисов Канторова – прозвучал с невероятной свободой.

Исполнение Четвертой симфонии Густава Малера во втором отделении концерта было исключительно тонко детализировано: все полифонические пласты партитуры были рельефно поданы с точки зрения фразировки и динамики; для усиления этой рельефности в ряде соло деревянные или медные духовые направляли раструбы инструментов прямо в зал, звуча как бы над всем оркестром, а первые и вторые скрипачи на последних пультах играли стоя на протяжении всей симфонии. В противовес разветвленным полифоническим фрагментам в тутти звучание струнного оркестра можно было охарактеризовать как цельное, без излишнего вибрато, волевое – оно в целом отличает стиль Курентзиса и хорошо узнается в ряде записей. Известно, что Малер задумывал первую часть симфонии как своеобразную юмореску, в которой, однако, достаточно не только света, но и темных закоулков. Нельзя сказать, что прикрываясь «юморесочностью», легкостью венского стиля, Курентзис сглаживал острые углы – где это было нужно, оркестр звучал так же мощно, как и в Брамсе. В разработке даже есть соло трубы, полное драматизма, напоминающее знаменитое начало из траурного марша в его Пятой симфонии, прозвучавшее очень пронзительно, словно пророчество. Такого рода мистических, темных закоулков, перемежающихся с лендлерами и лирическими фрагментами, достаточно и в скерцо, воплощенном Курентзисом особенно ярко. Как известно, первоначально скерцо Малера называлось Freund Hein spielt auf («Смерть наигрывает») – персонаж является олицетворением смерти в немецком фольклоре. Макабрический колорит музыки здесь усиливает партия солирующей скрипки, перестроенной на тон выше, звучащей резко, иногда визгливо. Все специфические нюансы были бесподобно переданы первым скрипачом оркестра. В одном из умиротворенно звучащих разделов части, своего рода пейзажной зарисовке, пиццикато первой скрипки в высоком регистре имитирует стук дятла, которому отвечают трели флейты – другой лесной птахи – этот фрагмент получился колоритным и запоминающимся.

В третьей части можно было погрузиться в атмосферу умиротворенной тишины, созданную Курентзисом. Начальная тема имеет сопровождение остинатного мотива в басах, исполняемого пиццикато, который в главной кульминации играется на литаврах, причем исполнитель должен использовать для каждого удара две палочки – одно из ноу-хау Малера. Литаврист оркестра Utopia, как и в концерте Брамса, играл палочками с наконечниками средней твердости, дающими более отчетливый, пружинистый звук, чем более общепринятые для исполнения музыки XIX века мягкие наконечники, – это лишь небольшая деталь, раскрывающая подход Курентзиса к звучанию оркестра. Во многом он выражается в стремлении сделать все пласты партитуры максимально ясными, не сливающимися друг с другом.

В заключительной части, в которой Малер использовал детскую песенку собственного сочинения «Мы вкушаем небесные радости», партию сопрано исполнила швейцарская певица Регула Мюлеман, лауреат различных престижнейших международных конкурсов, дебютировавшая в очень юном возрасте в Люцернской опере. Ее появление в белоснежно-серебристом платье в конце третьей части, плавно переходящей в финал, полностью соответствовало возвышенному характеру музыки. Манера ее исполнения была легкой, точной, с очень четким произнесением всех согласных звуков – особенно требующимся в немецкой вокальной музыке. Здесь Мюлеман даже немного подражала голосу ребенка. Тем не менее красота ее тембра в большей степени смогла раскрыться в песне Morgen! Рихарда Штрауса, исполненной на бис, – настоящей жемчужине, украсившей великолепную программу. В этом миниатюрном шедевре также есть соло скрипки, но совсем другое, чем в скерцо Малера, – исключительно проникновенное и лирическое, сопровождаемое арфой в оркестре. На поклоны вышли все три солиста и дирижер, которым часть зрителей аплодировала стоя, впрочем, как и в первом отделении, вызвавшем такой же живой отклик.

Смерть и исчезание События

Смерть и исчезание

Île Thélème Ensemble представил программу памяти Эрика Сати

От тайги до британских морей События

От тайги до британских морей

Объявлены лауреаты III премии «Чистый звук»

Здравствуй, племя незнакомое Конкурс Рахманинова 2025

Здравствуй, племя незнакомое

Конкурс имени Рахманинова стартовал с фортепианной номинации

Игра в лошадки События

Игра в лошадки

Максим Петров поставил в Большом театре «Конька-Горбунка» Родиона Щедрина