W.F. Bach, C.P.E. Bach, G. Benda <br> The Age of Extremes <br> Francesco Corti, Il Pomo d’Oro <br> Arcana Релизы

W.F. Bach, C.P.E. Bach, G. Benda
The Age of Extremes
Francesco Corti, Il Pomo d’Oro
Arcana

Франческо Корти — клавесинист и дирижер с фантастической карьерой. К сорока годам у него есть все атрибуты успешного музыканта: свыше четырех десятков выпущенных альбомов, активная концертная деятельность и профессорская ставка в базельской Schola Cantorum. Ко всему прочему в 2018 году Корти стал главным приглашенным дирижером барочного оркестра Il Pomo d’Oro — молодого и невероятно успешного проекта, сотрудничающего с главными звездами старинной музыки, такими как Джойс ДиДонато и Якуб Юзеф Орлиньский.

Новый альбом Франческо Корти и оркестра Il Pomo d’Oro концентрируется на клавесинном творчестве сыновей Баха — Вильгельма Фридемана и Карла Филиппа Эмануэля, к музыке которых на диске добавлены сочинения их современника — чешского композитора Иржи Антонина Бенды. Это поколение композиторов творило на стыке барокко и классицизма. Во многом именно они определили музыкально-эстетический облик эпохи, главными лицами которой стали уже следующие поколения композиторов, в том числе знаменитые венские классики — Гайдн, Моцарт и Бетховен. К сожалению, более известные предшественники и потомки скрыли в своей тени музыку этого периода, что оказалось абсолютно незаслуженно.

The Age of Extremes стоит рассматривать не как оркестровый, а как сольный клавесинный альбом. Франческо Корти демонстрирует все возможности своего инструмента, показывая его и как одиноко звучащего в произведениях Карла Филиппа Эмануэля Баха — Вариациях на испанскую фолию и Andante из Сонатины до мажор, а также в качестве солирующего инструмента в клавесинных концертах Вильгельма Фридемана Баха и Иржи Антонина Бенды. Корти удается продемонстрировать и искрящуюся виртуозность, и страстные порывы, и глубокую меланхолию — оттенки, которые сложно представить себе в исполнении такого темброво яркого, но ограниченного в выразительности инструмента, как клавесин. При этом совершенно нет ощущения, что основной целью альбома является демонстрация виртуозности солиста: искрящиеся пассажи и украшения звучат как бы ненароком, будто это самая легкая вещь на свете, которую могут сыграть человеческие пальцы.

Оркестр впечатляет выразительной и ясной артикуляцией, к тому же благодаря фразировке и динамическим контрастам, он расцвечивает музыку даже там, где, казалось бы, никаких контрастов и не предусмотрено. После прослушивания The Age of Extremes остаются самые теплые чувства — альбом будто бы вступает в резонанс с наступающей весной, захотелось петь и танцевать, а музыка даже в миноре показалась необычайно светлой, обещающей наступление долгого солнечного дня.