Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

В Зале имени Чайковского прошел нестандартный концерт ко Дню Победы. Маэстро Александр Лазарев сопоставил в смелой программе сочинения композиторов стран-противниц: советского автора Гии Канчели и немца Рихарда Штрауса. Вечер стал частью Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес», объединившего классическую музыку, театральные постановки, современный танец, художественные выставки и футбольные матчи.

«Метаморфозы» Рихарда Штрауса представили точку зрения гражданина проигравшей страны, никогда не поддерживавшего военной агрессии: композитор утверждал, что «не виноват в возникновении войны и никогда не одобрил бы ее, если бы спросили о его мнении». Восьмидесятилетний автор завершил рукопись за три недели до подписания Акта о капитуляции Германии. Поводом к созданию сочинения послужило разрушение англо-американской авиацией зданий оперных театров в Берлине, Мюнхене, Дрездене и Вене. Особенно дорог Штраусу был сгоревший Национальный театр в родном городе Мюнхене, где когда-то состоялись премьеры опер любимого им Вагнера, ставились его собственные оперы, и где его отец почти пятьдесят лет играл в оркестре на валторне. Тяжелым ударом для Штрауса было полное уничтожение дома его любимого писателя: «Разрушен дом Гёте, эта величайшая святыня мира! Мой прекрасный Дрезден Веймар Мюнхен, все пошло прахом!» писал композитор в одном из писем.

Музыка «Метаморфоз» стала не иллюстрацией наступления вражеских сил, но скорбным реквиемом об утрате великой немецкой культуры. Неслучайно Штраус процитировал траурный марш из «Героической симфонии» Бетховена. Именно эту музыку передавали по швейцарскому радио после сообщения об окончании войны. Услышав начальные такты, Штраус с грустью воскликнул: «А ведь Бетховен все же тоже был немцем!..» На полях собственной рукописи немецкий романтик многозначительно написал: In memoriam. Когда американские войска хотели занять загородный дом Штрауса в Гармише, пожилой композитор вышел им навстречу и сказал по-английски: «Я Рихард Штраус, автор оперы “Кавалер розы”». Солдаты почтительно удалились. По этому случаю музыкант записал в дневник: «Дух одержал тотальную победу над грубой материей». Об этом «Метаморфозы».

Страстная тоска по великой немецкой культуре была подчеркнута в исполнении Александра Лазарева. Этюдом для двадцати трех солирующих струнных инструментов такой подзаголовок носят «Метаморфозы» маэстро продирижировал с увлечением, обозначив все тонкости музыкальной ткани. При ограниченном инструментальном составе важным становилось каждое соло, сыгранное музыкантами Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова.

Памяти детей жертв войны – посвящена «Светлая печаль» Гии Канчели, написанная спустя четыре десятилетия после окончания Второй мировой. «Дети всегда страдают от войны больше взрослых, независимо от того, находятся они в стане победителей или побежденных», отметил автор. В зале Московской филармонии ангельские голоса Хора мальчиков и юношей Cantus отступали под грубым натиском большого симфонического оркестра. Тихий композитор Канчели не мог сочинить «нечто оптимистическое, с ура-патриотическими фанфарами» и дал в музыке неравную схватку невинности и слепой уничтожающей силы. В исполнении Лазарева контраст был доведен до предела, а оглушительный оркестровый грохот напоминал звук разорвавшихся бомб.

Элемент театрализации, задуманный композитором, был осуществлен и в этот вечер. Во время слабого звучания органа из-за кулис с двух сторон незаметно появились мальчики-солисты, учащиеся Московского хорового училища имени А.В. Свешникова Иван Каждан и Савелий Родин. Постепенно юные участники хора Cantus заполнили амфитеатр и разместились в проходах между стульями, что придавало пению пространственный эффект. В конце сочинения мальчики медленно покидали сцену, заставляя вспомнить о детях, безвременно ушедших в годы войны.

Умная программа концерта без военных штампов столкнула сочинения пожилого немца, увидевшего развал империи Гитлера, и советского композитора, чье детство пришлось на эти же годы. Музыка говорила о войне без слов «порох», «пули», «враг», «бой». Произведения Рихарда Штрауса и Гии Канчели стали лучшим высказыванием о тех, кто уже не вернется назад.