Квартет Игоря Назарука <br> Утверждение. Джазовые композиции / Мелодия, 1978 Релизы

Квартет Игоря Назарука
Утверждение. Джазовые композиции / Мелодия, 1978

«Утверждение» Игоря Назарука и его квартета — один из недооцененных шедевров позднесоветского джаз-фьюжена, прекрасная от начала и до конца работа. Альбом можно смело поставить в один ряд с другими выдающимися записями той короткой двадцатипятилетней эпохи, которую стоит именовать «золотым веком» советского джаза.

Про Назарука, к сожалению, нельзя сказать, что он не нуждается в представлении. Его имени, кажется, пока нет в «обязательном списке постсоветского меломана», но оно там совершенно точно должно быть. Самой известной музыкой, созданной Игорем Назаруком, пожалуй, являются его саундтреки к документальным телесериалам «Криминальная Россия» и «Следствие вели». Они стали настоящим музыкальным мемом: нарочито дешевые синтезаторные партии до невозможности усиливали эффект происходивших на экране кошмаров «лихих 1990‑х». Назарук работал в Оркестре кинематографии, много писал для кино и телевидения, а в ранние 1990‑е даже был музыкальным редактором «Мосфильма». Но начинал он как джазмен. У Назарука на «Мелодии» вышло четыре лонгплея, каждый из которых заслуживает отдельных комплиментов. Среди них — рождественская спиричуэл-фолк-сюита «Коляда. Карпатское новогодье», пасторальный джазовый футуризм «И пробудился лес» и опередившая свое время сольная запись «Пианографика», сделанная на стыке минимализма, неоклассики и фри-джаза. Но «Утверждение» — дебют Назарука как бенд-лидера и композитора — пожалуй, осталась его лучшей записью советского периода.

Пять из шести композиций, вошедших в «Утверждение», это кавер-версии, лишь одна вещь принадлежит перу самого Назарука. Альбом открывается сложносочиненной трактовкой пьесы «На причале» Мурада Кажлаева. Назарук и его музыканты превращают композицию в мультижанровую мини-симфонию, звучащую на пересечении пост-бопа, этно-джаза и скоростного фанка. Здесь превосходно солирует каждый из участников записи — гитарист Алексей Кузнецов, басист Алексей Исплатовский и ударник Андрей Чернышев. Джазовый мугам Вагифа Мустафа-заде «Клавиши, щетки, струны» лег в основу еще одного стремительного фьюжен-номера на альбоме — «Это останется с нами», который должен удовлетворить всех пуристов и очаровать любителей экзотики. Лиричная «Н. и А.» — единственная вещь на альбоме, написанная самим Назаруком; этот номер он исполняет в дуэте с гитарой Кузнецова.

На второй стороне альбома звучат три кавер-версии композиций американских авторов. «Столкновение» — это Bumpin’, блюзовая классика Уэса Монтгомери, одного из лучших джазовых гитаристов Америки, блестяще исполненная Алексеем Кузнецовым, отвечавшим за обработку всей композиции. Звучащая как каноническая джазовая баллада и сыгранная Назаруком сольно «Элфи» — это Alfie Бёрта Бакарака, ее вокальная версия больше всего известна по исполнению Дайон Уорвик. Но, конечно, главным украшением альбома стоит считать заглавный номер «Утверждение» или Affirmation. Вещь принадлежит перу слепого гитариста Хосе Фелисиано, но стала настоящим хитом после того, как ее сыграл Джордж Бенсон на альбоме Breezin’ — одной из лучших и наиболее успешных его записей. В исполнении Назарука и его группы вещь остается таким же залихватским и эстетским фанком, как и в оригинале, но оказывается наполненной несказанно тонким романтизмом и вкусом, который можно услышать на лучших советских джазовых записях той эпохи. Альбом «Утверждение», несомненно, относится к их числу и ставит его создателей в один ряд с такими героями сцены, как Николай Левиновский и «Аллегро», Герман Лукьянов и «Каданс», Александр Рябов и «Синтезис», Раймондс Раубишко, Тыну Найссоо и другими.