Гавриил Попов — значимая фигура советского музыкального авангарда, композитор, которого специалисты и зрители в наши дни открывают заново. Многие его сочинения не видели свет или крайне редко исполняются.
Фирма «Мелодия» впервые публикует одно из них — Четвертую симфонию, написанную для смешанного хора и четырех солистов. Долгое время забытая, она была впервые записана в 2022 году, а в 2023-м прозвучала в Мариинском театре.
«Многие сочинения Попова материализованы лишь в справочно-энциклопедическом пространстве», — пишет композитор Юрий Абдоков. Гавриил Попов, который в первой половине XX века экспериментировал с границами симфонизма, писал большие сочинения только для струнных или только для вокалистов, стал одним из музыкантов, которых советские власти обвинили в формализме в 1948 году. Именно в это время он начал Четвертую симфонию, которая имеет подзаголовок «Слава Отчизне». Произведение, восхвалявшее советский строй, было окончено в 1949 году. Судьба его начиналась достаточно светло: вторую часть, «Весну», быстро исполнили на закрытом событии для Музфонда в Малом зале Московской консерватории, сочинение высоко оценили, но отмечали, что оно крайне сложно для исполнения. В 1949 году симфонии присудили Сталинскую премию II степени. После этого она была утеряна, более 50 лет хранилась в архивах Московской консерватории и никогда не записывалась и не исполнялась целиком. Лишь в 2000-х партитуру нашел Юрий Абдоков. Он загорелся идеей подарить жизнь произведению.
Современное воплощение также долго не складывалось. Масштабная, в час длиной, симфония для солистов и смешанного хора, требовала собрать команду исключительного мастерства. Абдоков пригласил Вокальный ансамбль ARIELLE под руководством Эльмиры Дадашевой.
Дирижер Эльмира Дадашева так рассказывала о работе: «Сочинение оказалось настолько сложным, что взяться за него не решался ни один коллектив — и полностью эта четырехчастная симфония никогда не исполнялась». Запись фирмы «Мелодия» знакомит публику с этим произведением и возвращает экспериментальную симфонию в культурный обиход.