Живая легенда американского авангардного джаза, саксофонист и в последние тридцать лет бессменный лидер Sun Ra Arkestra, удивительный Маршалл Аллен, отметивший в прошлом году столетний юбилей, нашел превосходный способ поздравить самого себя, выпустив дебютный сольный альбом. С этой записью Аллен сразу же угодил в Книгу рекордов Гиннесса как самый старый в истории музыки дебютант, но его работа явно выходит за рамки символического подарка, сделанного ради газетных заголовков или записи в Википедии.
Карьера Аллена началась в 1940-х годах, в конце 1950-х он стал незаменимым участником оркестра Sun Ra. После того, как в середине 1990-х Sun Ra и сменивший его у руля Джона Гилмор покинули планету, Аллен принял на себя руководство оркестром. При нем коллектив выпустил два студийных лонгплея (последний на данный момент альбом – Swirling – вышел в 2020-м) и до недавних пор активно гастролировал по всему свету. В качестве сайдмена Аллен успел поработать с нигерийским барабанщиком Бабатунде Олатунджи, пионером фри-джаза Дэном Блекуэллом, саксофонистом Одеоном Поупом, коллективами Medeski Martin & Wood, Kronos Quartet, чикагским электронщиком Карлом Крейгом и поэтессой Энджел Бэт Дэвид. Но собственной сольной записи у Аллена до 2025-го не было.
Альбом получился симпатичнейшим, актуальным и удивительным образом перекликающимся с тем, что происходит на сегодняшней постджазовой сцене. И, хотя от того факта, что дух Sun Ra незримо присутствует на этой записи, никуда не деться, главная ценность альбома в том, что Аллен в первую очередь предстает здесь как самостоятельная творческая единица. Продюсеры New Dawn подчеркивают, что альбом призван показать разные стороны таланта Аллена, эклектичность его интересов в джазе, и в особенности его «спокойную сторону, о которой вы могли не знать раньше». На New Dawn Аллен предстает умудренным лириком и романтиком, ироничным дедом, курящим неизменную сигаретку на эдакой африканской завалинке, и это сильно контрастирует с привычным образом огненного демона-пришельца с саксофоном, выжигающего вспышками космических лазеров окружающее пространство.
Первая композиция – African Sunset – задает настроение всей пластинке: здесь тихий ритм, убаюкивающие духовые на фоне струнного оркестра и светлый блюз в исполнении гитары Брюса Эдвардса, еще одного давнего товарища по Sun Ra Arkestra. Аллен и его группа как будто играют на безумной коктейльной вечеринке в честь высадившихся где-то в африканской глуши дружественных инопланетян. Дикое, но симпатичное смешение жанров, эпох и пространств, позитивный сюрреализм этой вещи с цитатами из Love in Outer Space напоминают красочный сон наяву.
Заглавный номер New Dawn – старомодный даунбит, на котором из ударных только щетки, а в качестве джазовой дивы себя пробует дочь своего отца и по совместительству крестная мама трип-хопа Нене Черри. Ее голос вступает в неспешный, почти семейный разговор с тихим саксофоном Аллена – «тебя ждет новый рассвет». Аптемповая композиция Are You Ready отправляет слушателя на глубокий американский юг столетней давности – блюз переплетается с музыкой шагающих оркестров, беззаботным регтаймом и прочими покрытыми паутиной историями, которые в исполнении ровесника «века джаза» Аллена звучит актуально и интересно. Еще одна большая удача альбома – десятиминутный афро-джазовый спиричуэл Boma, импровизационный, грубый, полный энергии и солнца. Ну а жирное многоточие в конце пластинки ставит дабовая абстракция Angels and Demons at Play, звучащая вполне в духе футуристичных ритм-экспериментов в духе Макайи Маккрейвена или Юссефа Дэйса.