Boulez: Livre pour Quatuor <br> Quatuor Diotima <br> Pentatone Релизы

Boulez: Livre pour Quatuor
Quatuor Diotima
Pentatone

Струнный квартет – знаковый жанр в истории музыки: через него лучше всего раскрывается творческий метод любого композитора от Гайдна до Булеза. Если в сольной пьесе можно скрыться за харизматичностью исполнителя, а в оркестровой – прибегнуть к точно работающим тембровым эффектам, то здесь без скрупулезной выделки просто не обойтись.

К такому opus magnum можно отнести и диск Livre pour Quatuor («Книга для квартета»), выпущенный ансамблем Diotima к нынешнему юбилею Пьера Булеза. Квартетные исполнители всегда подходят к новым партитурам с высокой степенью въедливости и долго репетируют с авторами, часами находясь в поисках нужного звука (в обход всяких профсоюзных норм). Diotima, как и их старшие коллеги Arditti, отличаются не только классом игры, но и трепетным вниманием к каждому исполняемому композитору. В своем новом релизе они представляют сочинение, над которым с перерывами работали несколько десятилетий. Эта открытая партитура – одна из ключевых в булезовском творчестве конца сороковых годов – так и не была завершена композитором, что является редчайшим примером в его практике.

Используя в названии слово «книга», Булез отсылает к одному из своих любимейших поэтов – Стефану Малларме, для которого такой термин отражал некоторый абсолют и всеобъемлющую мысль. При этом страницы и эпизоды в «книге» не должны идти линейно, они могут воспроизводиться как отдельные элементы или в другой последовательности. Схожий комбинаторный прием можно заметить и у Булеза. До выпуска своего диска Diotima (как и многие их предшественники) исполняли «Книгу» лишь частями. Эпизоды сочинения можно слушать отдельно или в свободном порядке, но оригинальная последовательность все же явно выстроена как цикл, в ней рифмуются соседние части, и есть отчетливая динамическая драматургия целого.

Примечательно, что незавершенным остался у Булеза не финал, а центр произведения – его четвертая часть. Музыкальный материал сохранился в нем почти целиком, но без темповых указаний и каких-либо ремарок. Его новую версию и воплотил для Diotima композитор Филипп Манури.

Diotima не первые, кто записывают «Книгу для квартета», но их видение значительно отличается, скажем, от варианта французского квартета Parisii. Ключевое в новом релизе – звукорежиссерское решение: в современной версии музыка Булеза раскрывается на глубоко чувственном уровне. На записях двадцати- и тридцатилетней давности едва ли возможно отразить такую детализацию различных техник звукоизвлечения, как это происходит здесь. Diotima существует в объемном акустическом поле, где много воздуха, а инструменты заполняют пространство «ветвящимися» линиями своих партий. На диске также отчетливо слышно дыхание музыкантов, и этот нюанс воспринимается не как ошибка, напротив, придает звучанию большую живость и ощущение единого движения в ансамбле.

Четвертая часть, завершенная Манури, отличается иной пластичностью звука. Если в обрамляющих ее эпизодах присутствует некая статичность и отрешенность, то здесь обнаруживается стремительность, как будто желание преодолеть четкие булезовские структуры. Livre pour Quatuor требует чуткого вслушивания и погружения в это сложноустроенное пространство. По мере звучания произведения его черты становятся все явственнее, как в темной комнате после яркого солнца, где необходимо некоторое время, чтобы адаптироваться. Diotima – отличные проводники в творчество Булеза, предлагающие не только получать интеллектуальное удовольствие, но и переживать эту музыку через эмоционально-телесные аспекты.