НЛО прибыло, ваше величество! Тема номера

НЛО прибыло, ваше величество!

В Екатеринбурге состоялась мировая премьера балета «Приказ короля»

Название новенького спектакля апеллирует к давней балетной истории: в феврале 1886 года Мариус Петипа выпустил в петербургском Большом театре балет с таким названием. Спектакль был дан в бенефис итальянской виртуозки Вирджинии Цукки, и газеты, как это было принято в те времена, увлеченно перечисляли драгоценные украшения, преподнесенные балерине поклонниками после спектакля. Музыка принадлежала Альберто Визентини, либретто сочинил сам Петипа. В героях там было многодетное графское семейство, поклонники графских дочерей и ловкая служанка, «Фигаро в юбке» (ее роль и получила Цукки). Король отдавал графу приказ представить ко двору сына, которого у графа не было, – небеса осчастливили его только комплектом дочерей. Сына надо было срочно найти – и в течение 4 актов и 6 картин персонажи старались исполнить приказ короля, переживая последствия своих стараний. Хореография балета не сохранилась, а либретто и не так давно найденный в архивах клавир Визентини худруку екатеринбургского балета Вячеславу Самодурову не понадобились: его спектакль строился «с нуля».

Новая партитура была заказана Анатолию Королёву, а новое либретто написал помощник Самодурова Богдан Королёк. (Да, конечно, в театре, выпускающем премьеру «Приказ короля», по этому поводу случилось немало шуточек.) Связь в новом спектакле со спектаклем Петипа все же есть, но скорее «идеологическая», чем «техническая».

Екатеринбургский «Приказ короля», вышедший в год 200-летия со дня рождения Мариуса Петипа, констатирует равенство «балета Мариуса Петипа» и «балета как такового» в умах наших сограждан. Самодуров выводит на сцену французский королевский двор, где балет и зародился, и лично Людовика Четырнадцатого. И под «приказом короля» втайне подразумевается развитие балетного искусства (хотя на сцене «произносится» другой приказ). И хореограф, нашпиговывающий свой спектакль отсылками к старинным балетам – таким, какими они были и какими могли бы быть, – в финале утверждает вечность балетного искусства как такового и неизменную актуальность его.

Новенькое либретто полно замечательной ахинеи, привычной для балетов старинных. К королевскому двору доставляют некую космическую капсулу, в которой лежит прекрасная девица. Ученые при дворе спорят о том, что это такое, и практически доходят до драки. Девица просыпается и вылезает на свет – чтобы немедленно быть похищенной некой Черной королевой. Король отдает приказ своим подданным немедленно вернуть девушку. На поиски отправляется бравый капитан на дирижабле. Далее – путешествие, нападение демонов, волшебные сны и адажио капитана с прекрасной Изорой. В финале – торжественный танец короля.

Балет мерцает, дает «исторические» блики. Вот мимические монологи ученых, каждый из которых предлагает свою версию происхождения незнакомки – жесты проработаны подробно, сначала кажется, что вот буквально по тем старинным принципам балетного жеста, что снова воскресли в нашем веке при реконструкциях древних спектаклей хореографами-реставраторами. Но темп убыстряется, ссора переходит в потасовку, и уже нет никакой солидности и прописанности, движения кажутся чуть ли не импровизацией влезающего в драку нашего современника. Вот герой путешествует в поисках заколдованной принцессы: здравствуйте, «Спящая красавица», тут именно вам передают привет. И отважные путешественники надолго задерживаются в снах, в развитие истории вклиниваются абстрактные танцевальные композиции – прием тоже вполне родной Мариусу Ивановичу. (При этом собственно танец остается танцем Самодурова, его насмешливый хореографический почерк, его нелюбовь к большим позам и пристрастие к будто отменяющим друг друга, будто сомневающимся друг в друге последовательным па хорошо узнаваем.)

Король и его двор плавно выступают в величественной аллеманде, а путешественники спешат в движениях и, не закончив одно, начинают другое, но и те, и другие, и возникающие на сцене пленницы Черной королевы, и демоны, и подруги Изоры принадлежат одной реальности – реальности балета. Собственно, это главное утверждение хореографа, сотворившего спектакль намеренно разрозненный, резко меняющий стили (в полном соответствии с музыкой – в ней Анатолий Королёв вспомнил и о церемонной поступи Возрождения и об иронических вскриках джаза), – «мы – наследники по прямой». Биография идет прямо от Луи XIV, и современный балет не намерен отказываться ни от своих предков (Самодуров – один из самых последовательных защитников классического танца как такового в нашей стране), ни от самого себя, живущего в веке двадцать первом. Символом этого единства становится последняя сцена, когда над головами танцующего французского двора повисает современный космический корабль. Он так же прекрасен, как балет, а балет так же актуален, как космические исследования.

Ученые не могут объяснить королю, откуда взялась девушка в капсуле

Театр подготовил по четыре исполнителя главных ролей. До самой премьеры было неизвестно, кому же выпадет честь открывать премьерный блок. На генеральной репетиции трогательнейшей Изорой была Елена Воробьева, а капитан (Арсентий Лазарев) отчаянно спешил спасти героиню. В день премьеры главную роль получила Екатерина Сапогова – в момент явления королевскому двору из челнока-НЛО ее героиня транслировала ледяное инопланетное величие. Капитаном стал галантный Александр Меркушев, в путешествии добавив своему герою немало веселого авантюризма. А Короли и в предпремьерный и в премьерный день (Илья Бородулин и Максим Клековкин) были равно грозны при отдаче приказов.

Оформлял «Приказ короля» главный художник театра «Ленком» Алексей Кондратьев. У него над сценой летал самый настоящий дирижабль. За костюмы отвечала главный художник московского Электротеатра Анастасия Нефёдова, заслуживающая отдельных аплодисментов и за золотые танцевальные латы королевского двора, и за мощное платье Черной королевы. Дирижер-постановщик Павел Клиничев принял непростые правила игры Анатолия Королёва и с увлечением в эту игру кинулся – мгновенные прыжки из эпохи в эпоху, сотворенные композитором, прозвучали в исполнении оркестра театра Урал Опера Балет (как теперь решил называться Екатеринбургский академический) естественно и вполне при этом весело. При этом очевидно, что «Приказ короля» – тот спектакль, что и после удачной премьеры будет расти, развиваться, становиться менее раздробленным. Переход от сцены к сцене станет естественнее, в нем будут простраиваться внутренние связи, исполнители будут чувствовать его все более своим. Так что можно только позавидовать екатеринбуржцам, что смогут смотреть его регулярно через какие-то промежутки времени. Это ровно тот спектакль, который надо смот­реть снова и снова.