Альбом «Всё как было» Александра Варламова стал знаковой записью для знаменитого джазмена. Диск показал разносторонность его таланта, но стал, увы, завершением и карьеры, и жизни мастера. Релиз был приурочен к 85-летию композитора, а 20 августа именно того, 1990 года замечательный музыкант ушел из жизни.
Композиторов Александров Варламовых в истории русской культуры двое. Аранжировщик, бенд-лидер, певец Александр Владимирович Варламов (1904-1990) приходится правнучатым племянником Александру Егоровичу Варламову (1801-1848) – автору в том числе нестареющих романсов «Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метет», «На заре ты ее не буди» и, конечно, «Горные вершины», «Белеет парус одинокий» на стихи М.Ю. Лермонтова. Творчество Варламовых объединяет, возможно, способность делать массовое искусство не привязанным к своему времени, понимание того, как действует на людей легкая музыка. Например, «Красный сарафан» играли оркестры Джеймса Ласта и Поля Мориа, перекидывая мостик и между народами, и между эпохами, от творчества прадеда к эстетике времени, когда работал правнук.
Разные стороны диска «Всё как было» – это взгляды под разными углами на творчество Варламова-младшего. На первой – эстрадно-джазовые пьесы: динамичная «Моя Улица», «Сонет» с перекличкой групп инструментов, задумчивая заглавная и свинг «Игра в мяч». Оркестр звучит свежо, увлекательные риффы, импровизации, мягко вплетенные в аранжировки, уверенные ударные, неожиданная скрипка – все соединяется в стильное шоу. Вторая сторона – Концерт для трубы с оркестром. Его записали Эстрадно-симфонический оркестр Гостелерадио СССР под руководством Александра Петухова и трубач Александр Панферов. Это симфоджаз, но без намека на авангард и стремления угодить джазовой моде. Начало – почти песенная мелодия, которая становится торжественной. Есть лиричные, есть свинговые фрагменты. Романтизм звучит без излишнего пафоса, тревога – без насупленной драматичности, а танцевальность – с точным ощущением эстетических границ. Но не отнять у альбома и аромата винтажа, сдвигающего музыку от джазовых к эстрадным стилям. Композиции на диске отражают суть хорошей развлекательной музыки, легкой для восприятия, но умной, трогающей души и потому запоминающейся. Записи сделаны с пониманием актуального звука того времени – от изысканного неосвинга до напоминания о шикарных поп-оркестрах Кемпферта или Кониффа, ловко балансировавших на грани салонной эстрады. Варламов тонко и точно чувствовал эту грань, знал рецепт того, как создавать позитив и давать отдых душам. Концерт для трубы стал реализацией его желания работать с крупной формой. C другой стороны, произведение – доказательство верности мастера своему стилю и качеству, полноцветности музыкальной палитры.
Название альбома, конечно, ностальгично. Диск несет ощущение радости, хорошего настроения и хранит «старую» особенность – дух неспешной прогулки, когда оркестр где-то недалеко играет что-то знакомое, а беседа и приватность – естественное состояние общения. Тогда в мире была эпоха больших популярных оркестров, и очень жаль, что при классных музыкантах и отличном песенном материале того времени наши оркестры, допустим, Вадима Людвиковского, да и самого Варламова, несмотря на известность, были недооценены, «недораскручены» до имиджа больших звезд эстрады. Свежесть, легкость, ясность звучания были при них, но судьба или же состояние общества словно останавливали музыкантов в шаге от того, чтобы сделать что-то захватывающее для максимально широкой аудитории и долгой памяти.