Юбилеи великих русских композиторов
К 170‑летию Лядова и 160‑летию Глазунова
Концертный зал имени П.И. Чайковского
Любой юбилейный повод можно конвертировать в пустоту, а не в пользу. Нередко так и происходит в музыкальной сфере — исполняются в связи с важными датами в жизни композиторов-классиков их заигранные и заслушанные до последних нот сочинения. Валерий Полянский, художественный руководитель и главный дирижер Госкапеллы России, напротив, расценивает юбилей как возможность предложить публике нестандартную программу. В этот раз им чествуются Анатолий Лядов и Александр Глазунов, и первое отделение концерта отдано, в частности, раритетным лядовским «Пяти переложениям из обихода» для хора a cappella. Во втором же отделении — «Царь Иудейский» Глазунова, музыка к духовной драме Великого князя Константина Константиновича (известного также под поэтическим псевдонимом К. Р.). Организатором концерта в Московской филармонии выступает Государственная академическая симфоническая капелла России.
Petite musique sentimentale
К столетию со дня смерти Эрика Сати
ДК «Рассвет»
Солисты Île Thélème Ensemble (пианистка Наталья Соколовская, сопрано Пелагея Куренная, скрипач Глеб Хохлов, альтист Сергей Полтавский, серьезно занимающийся и электроникой) подготовили концептуальный вечер, уподобив его «медленно надвигающейся на слушателя камере». Публике предлагается совершить совместное с музыкантами путешествие от крошечных ранних пьес Сати, «похожих на рассказанные шепотом шутки», до симфонической драмы «Сократ», написанной на тексты диалогов Платона. Вместе с музыкой великого эксцентрика прозвучат вдохновленные ею сочинения Павла Полякова («Гимнопедия» для альта, рояля и электроники) и Ива Дауста (Petite musique sentimentale, давшая название концерту в «Рассвете»).
«Истории музыки»
«ГЭС‑2»
В проекте Дмитрия Ренанского «Истории музыки» прозвучит мировая премьера одноименного сочинения Антона Светличного, созданного по заказу Дома культуры «ГЭС‑2». В этой пьесе Светличный, как сообщается на сайте ДК, «предполагает переключить говорение о музыке в режим стендап-концерта; авторский монолог затронет темы, волнующие самого Светличного и его коллег-современников,— от дедлайнов, креативного ступора и политик стиля до нейросетей, цифрового архива и интернет-мемов». В премьерном исполнении участвуют Московский ансамбль современной музыки и дирижер Федор Леднёв.
Юбилейный концерт композитора Юрия Каспарова
Рахманиновский зал консерватории
Ансамбль солистов «Студия новой музыки» под управлением Игоря Дронова представит к семидесятилетию Юрия Каспарова, профессора кафедры композиции Московской консерватории, программу из его сочинений разных лет. Прозвучат «Дьявольские трели» (вариации на тему Тартини, 1990), камерный концерт для фагота и ансамбля «Над Вечным Покоем» (1992), Contro lamento для шестнадцати исполнителей (2004), «Символы Пикассо» (пять миниатюр, 2003), пьесы «За Пределами Времени» (вариации на тему Денисова, 1998) и «Семь Иллюзорных Впечатлений Памяти» (1995). Концерт пройдет при поддержке Союза композиторов России и Минкультуры России.
Дягилевский фестиваль
Пермь
Один из наиболее авторитетных фестивалей России откроется в этом году музыкально-театральной церемонией Hændel (к 340‑летию со дня рождения Георга Фридриха Генделя; художественный руководитель и дирижер — Теодор Курентзис, режиссер — Елизавета Мороз). Публика Дома Музыки сможет дважды (13 и 14 июня) оценить драматическое целое, включающее фрагменты ораторий, оперные арии, оркестровые номера. Вместе с хором и оркестром musicAeterna, танцевальной труппой musicAeterna Dance выступят артисты Академии имени Антона Рубинштейна.
Среди главных событий фестиваля также оперные премьеры. 15 и 16 июня в Пермском театре оперы и балета покажут «Самсона и Далилу» Сен-Санса в постановке Анны Гусевой (именно она в 2024‑м впервые в России ставила на Дягилевском оперу Паскаля Дюсапена «Страсть»), а 19 и 20 июня в ДК Солдатова — «Трехгрошовую оперу» Вайля в режиссуре Нины Воробьевой (в прошлом году на фестивале впервые показывали поставленную ею оперу Моцарта «Волшебная флейта»).
Отметим также в нынешней программе мультимедийный концерт «Александр Кнайфель. Оркестр громкоговорителей» 21 июня в Музее современного искусства PERMM. В основе этого проекта Олега Нестерова — «Айнана, 17 вариаций на имя пирамидой голосов, ударных и магнитофона», созданная Кнайфелем оригинальная звуковая дорожка к фильму Георгия Кропачёва «След росомахи». Записанная в 1978‑м на «Ленфильме», она прошла тщательный ремастеринг и сейчас, в рамках Дягилевского фестиваля, будет исполняться на акусмониуме (состоит из распределительной консоли и расположенных особым образом по всему пространству громкоговорителей), которым продирижирует Илья Symphocat.
Кроме того, на фестивале выступят с концертами пианистка Варвара Мягкова (14 июня, Большой зал Пермской филармонии; музыка Шумана, Брамса, Метнера, Прокофьева, Скарлатти), дуэт скрипача Ивана Наборщикова и пианиста Юрия Панова (14 июня, Частная филармония «Триумф»; сочинения Веберна, Прокофьева, Кейджа, Бартока), солисты оркестра musicAeterna — cкрипачи Дмитрий Бородин, Андрей Росцик, альтистка Динара Муратова, виолончелист Владимир Словачевский, пианист Андрей Бараненко (15 июня, Органный зал Пермской филармонии; камерные опусы Равеля, Шостаковича, Никодиевича), а также перкуссионист Петр Главатских с программой «Прибытие корабля» — музыкальным приношением ливанскому писателю Халилю Джебрану и его книге «Пророк» (16 июня, Большой зал Пермской филармонии).
«Анна Болейн»: премьера
МАМТ
Сергей Новиков ставит редкую для российской сцены оперу Гаэтано Доницетти с Хиблой Герзмава в главной партии. Оригинальное либретто Феличе Романи режиссером не тронуто, действие оставлено в Англии XVI века. Исторически достоверна, подчеркивают в театре, и сценография Ивана Складчикова, придуманные им костюмы также не противоречат стилю эпохи. Дирижер-постановщик — главный дирижер МАМТ Феликс Коробов, художник по свету — Дамир Исмагилов.