Cочетание без брака События

Cочетание без брака

Третий сезон проекта Musica sacra nova завершился концертом памяти Софии Губайдулиной

Вполне допускаю, что и самими оркестрантами этот концерт, анонсированный по филармонической традиции сильно заранее и впоследствии посвященный ушедшему композитору, ожидался с некоторым напряжением. Хотя это не первое выступление ГАСО России имени Е.Ф. Светланова с Филиппом Чижевским: в 2016-м, например, они участвовали в абонементе Московской филармонии «Музыкальный путеводитель Артема Варгафтика». А 13 сентября 2024-го, в юбилейный для Шёнберга день (150 лет), Чижевский дирижировал в КЗЧ его ораторию «Песни Гурре». На одной сцене с Госоркестром были РНО, четыре хора и шесть солистов. Но сейчас исключительный случай: первый полновесный концерт ГАСО и Чижевского в качестве художественного руководителя коллектива.

Произошло это назначение еще в августе прошлого года. Концертный сезон Госоркестра, с другими дирижерами, был тогда уже расписан. Полноценная совместная работа оказалась отложена. Тогда как, безусловно, необходима даже суперпрофессиональному российскому оркестру с долгой историей: «самоигральных» коллективов, с которыми возможно, ни о чем более не думая, заниматься высшим пилотажем в музыке (а Чижевский видится мне ровно в такой роли), здесь нет. Необходимо «взращивание», «приучение» к себе, это продолжительная трудная работа, связанная и с человеческим фактором, могущая в итоге обернуться узнаваемым звучанием и несбоящим исполнительским классом.

Пока же чувствуется некая настороженность со стороны почтенных солистов по отношению к нестандартному молодому дирижеру в изящном камзоле и дизайнерской обуви. Склонить музыкантов ГАСО к своему «фирменному» поклонному стилю взаимодействия с публикой Чижевскому тоже непросто: это не Questa Musica, не Государственный академический камерный оркестр России, которыми Филипп также руководит (всего у него три оркестра, последствия этого «распыления» еще предстоит оценить), и не «Молодежка» (РНМСО), с которой Чижевский почти постоянно выступает.

Нынешняя разнородная программа, куратором которой (как и прежде в Musica sacra nova – проекте Московской филармонии и Фонда Николая Каретникова) выступил музыковед Сергей Терентьев, требовала от дирижера особой интерпретаторской включенности, не одного лишь умения быстро «переключать регистры». Пускай мартовская утрата и превратила концерт в посвящение Софии Губайдулиной, отдельному композитору с уникальным голосом, главным событием вечера (проходившего при поддержке Минкультуры России и Союза композиторов России) для меня изначально, еще при знакомстве с программой, было исполнение Третьей симфонии (1983) Галины Уствольской. Авторский подход нешаблонного универсала Чижевского к любому выбираемому репертуару известен, однако музыка Уствольской услышалась в его исполнении и человечески глубокой личной историей.

Чижевский решительно хотел избежать в симфонии актерского чтения, и с этой внутренней установкой дирижера сложно спорить: невыносим был бы декламируемый «на разрыв» текст Германа Расслабленного, оканчивающийся словами «Иисусе Мессия, спаси нас» (перевод Сергея Аверинцева). Выдающийся театральный режиссер Анатолий Васильев, выбранный в качестве чтеца, сумел именно что «не вывести эту музыку из ее собственного заключения» (вспомним высказывание Алексея Любимова, одного из главных специалистов по музыке Уствольской), не нарушить установленный автором «внутренний баланс» сочинения. Каждое слово произносилось Васильевым акцентированно, жестко, но не исступленно – в абсолютном соответствии тому, как звучали под управлением Чижевского духовые, ударные, пять контрабасов и фортепиано (запредельная сосредоточенность Сергея Каспрова, полностью перекроившего в симфонии свою индивидуальную виртуозную природу!). Бесспорно, лучшее исполнение музыки Уствольской из всех российских за последние годы, сопоставимое с идеальными нидерландскими трактовками.

Моя персональная благодарность устроителям концерта за то, что эта музыка, звучавшая после антракта, была «разведена» с музыкой Губайдулиной, ее оркестровой яркой пьесой «Свет конца» (2003), завершившей первое отделение (София Асгатовна говорила, что пыталась выразить в этом опусе трагическое, «лежащее в основании всего существующего неразрешимое противоречие позитивного и негативного»). Совершенно не соединимые авторы были справедливо разделены и в 2016-м: Губайдулиной тогда исполнилось восемьдесят пять, был юбилейный вечер в Малом зале консерватории, а накануне в Рахманиновском зале состоялся монографический концерт из сочинений Уствольской (ушедшей из жизни десятью годами ранее), где, в частности, была впервые представлена московской публике «Хвалебная песнь», не включенная композитором в авторский каталог. По этому поводу перед концертом были горячие споры в соцсетях (исполнять или нет), но оставим их истории.

Нынешнее – в финале третьего сезона Musica sacra nova – соседство Уствольской с Пяртом¸ даже с его переходным и еще довольно агрессивным сочинением 1968 года Credo (где «красота» в виде цитируемой до-мажорной баховской прелюдии из ХТК отчаянно противостоит «ужасам» авангарда, с которым композитор в дальнейшем разорвет отношения), не кажется мне безупречным. Но «пара» Уствольская – Денисов была бы совсем неуместной (у куратора Сергея Терентьева иная точка зрения, к которой я отношусь с уважением, равно как и к тому, что Филипп Чижевский внес в кураторский порядок сочинений собственные коррективы). В программе концерта звучали денисовские «Колокола в тумане» (1988; оркестровая версия его фортепианной пьесы «Знаки на белом»), построенные, о чем говорил и сам автор, «только на прикасании к звуку». На мой слух, Денисов максимально сближается в этой пьесе с Сальваторе Шаррино, чьей «Смерти Борромини» (того же 1988 года) Чижевский недавно впервые дал российскую жизнь, показав себя безусловным мастером работы и с музыкальной тишиной.

На протяжении вечера можно было наблюдать, как радикально менялся Госоркестр имени Светланова в исполнительском отношении к своему нынешнему руководителю: от некоторой робости в музыке Денисова до максимального отклика в произведении Пярта для фортепиано, смешанного хора (блистательная Капелла Юрлова, с которой Чижевский в 2023-м осуществил российскую премьеру «Реквиема» Лигети) и симфонического оркестра. Лично я многого жду от нового сезона ГАСО и в том числе от заявленного Московской филармонией именного абонемента с редко звучащими симфониями – Четвертой Шостаковича, Второй Прокофьева. Не исключено, что в скором будущем «оркестр одного дирижера» (кажется, постепенно становящийся таковым) предложит действительно штучные их интерпретации.

Лаборатория звука: от фольклора до спектрализма События

Лаборатория звука: от фольклора до спектрализма

В Нижнем Новгороде завершился трехдневный интенсив для молодых авторов «Композиторские читки»

Победный марш Александра Сладковского События

Победный марш Александра Сладковского

В Концертном зале «Зарядье» выступил ГАСО Республики Татарстан

Сделайте нам красиво События

Сделайте нам красиво

В Мариинском театре состоялась премьера оперы «Норма»

Боже, храни Королеву! События

Боже, храни Королеву!

В Москве прошли премьерные показы драмы «Елизавета Английская»