Постановка самой популярной оперы Беллини открыла XXXIII Международный фестиваль «Звезды белых ночей», программа которого привлекла в Санкт-Петербург внушительный поток гостей. После премьеры режиссер Сергей Новиков и дирижер Валерий Гергиев встретились с иностранными журналистами, представлявшими тридцать стран – от Армении до Индии. В этом контексте «Норма» про историю взаимоотношений друидов и римских завоевателей в Южной Галлии воспринималась не так уж экзотично, тем более что Сергей Новиков связал сюжет с сегодняшней тенденции к неоязычеству.
Если попытаться найти одно определение для этой постановки, то, пожалуй, слоган «сделайте нам красиво» подойдет лучше всего. Сам режиссер сформулировал свой подход так: «Моя задача – чтобы слушатели, которые в Мариинке-3 уже насладились Беллини (концертные исполнения, прошедшие осенью, вызвали восторг, фурор), не ушли разочарованными. Я в комментариях в интернете прочитал: “Страшно идти на постановку”. Так вот я добиваюсь того, чтобы после нашего спектакля люди сказали: “Это Беллини в квадрате”. Чтобы тот восторг, который они испытали от музыки, постановка только усилила».
Ритуальный камень древнего бога Ирминсуля, дуб, котел, валуны лаконично рисуют мир воинственных друидов, ждущих позволения жрицы Нормы напасть на ненавистных римских легионеров. Но не все так однозначно: интрига в том, что Норма состоит в близких отношениях с проконсулом Поллионом, который уже разлюбил властную жрицу и ищет благосклонности молодой и невинной Адальджизы.
Но римлянина мучит страх, ему снятся кошмарные сны, в которых Норма застает его в момент любовного свидания. Рассказ Поллиона проиллюстрирован немыми кинокадрами этих видений. Эффектный прием визуализации воспоминаний будет не раз еще использован в спектакле, приближая оперу к фэнтези (художник по видео – Дмитрий Иванченко).
Красиво получился выход главной героини, Нормы, и вся ритуальная часть, когда верховный жрец Оровезо (Мирослав Молчанов) зажигает факелом свечи в руках жриц. В мерцании огней (художник по свету – Руслан Майоров) Альбина Шагимуратова – Норма возносит молитву: «О, чистая богиня, серебрящая эти древние священные деревья! Обрати к нам лик прекрасный без туч и без вуали». В главном хите Беллини, каватине Casta Diva, певица продемонстрировала изумительную технику бельканто, гибкое звуковедение и свободно берущиеся верха. Стало сразу ясно, что в этот вечер зрителей ожидает исполнение самого высочайшего качества. И прогноз оправдался не только по отношению к Шагимуратовой. Оставил самые лучшие впечатления оркестр под управлением Валерия Гергиева, который аккомпанировал деликатно, с предельным вниманием к дыханию, фразировке, уводил звучность на еле слышное пиано, делая все, чтобы певцы ощущали себя максимально комфортно.
Прекрасная музыкальная интерпретация обеспечила зрительское внимание, но и в сценическом решении обнаружились интересные нюансы. Не стремясь к актуализации и новым сюжетным прочтениям, режиссер Сергей Новиков сделал акцент на психологической стороне взаимоотношений героев, благо в опере немало развернутых монологов и дуэтных сцен, где персонажи долго и подробно объясняются в любви и ненависти. Поллион уговаривает Адальджизу бежать с ним в Рим, и девушка испытывает искренние муки совести, борясь между желанием служить богу и любовной страстью. Игорь Морозов, певший в первый вечер партию проконсула, создал образ героя, не понимающего слова “нет”: от настойчивости он переходил к вкрадчивым интонациям, пуская в ход все средства тенорового обольщения, и в итоге сломил сопротивление юной жрицы.
В партии Адальджизы полностью раскрылся потенциал Екатерины Лукаш, которой покорилась статусная сцена Мариинки-2. Ее голос более плотный, с темными звучными низами преображался и светлел, когда она пела в дуэте с Нормой – голоса певиц гармонично сливались, завораживая кристальной чистотой. Возвышенность момента усиливала поэтичность окружающего пейзажа – красиво подсвеченной ночной долины, словно скопированной со старинной гравюры (сценограф – Сергей Новиков, полный тезка режиссера).
По словам Екатерины, победительницы Конкурса вокалистов имени Глинки, которым занимается Альбина Шагимуратова, они совершенствовали ансамблевые эпизоды в течение всего сезона, впевая и обкатывая их в концертах. И такая серьезная работа принесла несомненный успех.
Однако Норма в исполнении Шагимуратовой предстала отнюдь не только страдающей от предательства возлюбленного: режиссерский рисунок роли дал возможность показать Норму-мстительницу, которая чуть не убила своих детей. А в терцете во втором действии она обличала Поллиона с убийственной иронией и сарказмом, словно перед нами была трагическая актриса «Комеди Франсез».
Как всегда в романтических операх, личные драмы оттеняются народными сценами. Беллини сочинил несколько масштабных хоровых эпизодов, где друиды предстают зловещей толпой, почти «пещерными людьми», которыми в своих целях манипулирует Норма. Хор Мариинского театра был убедителен и тогда, когда возносил молитвы языческому богу, и когда в конце демонстрировал воинственность в пластике, характерной для мюзиклов.
Столкновение судеб и характеров, высоковольтное эмоциональное напряжение достигает апогея в большой финальной сцене, где Норма неожиданно совершает каминг-аут, признается в содеянном (предательство родины, внебрачные дети). Ее ждет казнь, но боги даруют ей последнее утешение – Поллион вновь пылает к ней страстью, потрясенный ее внезапным благородством. И тут небеса буквально содрогаются, и горящая лава вулкана сжигает нависающий над сценой все третье действие гигантский священный венок – символ верховной власти, от которой в итоге отказалась Норма. «Технические возможности Мариинского театра позволяют пофантазировать на тему первого века нашей эры в Южной Галлии и дополнить природной стихией, о которой написано у композитора, визуальными эффектами, что в XIX веке были невозможны», – говорит режиссер. И признается: «Хотя по сюжету Норма вдруг становится в глазах окружающих не святой, а грешницей, падает с пьедестала, но для меня она персонаж положительный. Да, было допущено много судьбоносных ошибок, но вся опера – про жертвенную любовь, которая все искупает и все прощает».