Лаборатория звука: от фольклора до спектрализма События

Лаборатория звука: от фольклора до спектрализма

В Нижнем Новгороде завершился трехдневный интенсив для молодых авторов «Композиторские читки»

Уникальный проект Союза композиторов России с 2018 года успешно зарекомендовал себя как главный студенческий практикум в стране, проходил в Москве, Новосибирске, Казани, Санкт-Петербурге и других городах. В этом году майская сессия проекта во второй раз состоялась на базе Нижегородской консерватории.

Принципиальная установка «Читок» – участие новых композиторских имен в качестве спикеров в каждом городе. На этот раз ими стали Анна Поспелова (Москва) – куратор лаборатории «Открытый космос», Венедикт Пеунов (Нижний Новгород) – художественный руководитель Оркестра баянов и аккордеонов Нижегородской консерватории, Олеся Евстратова (Москва) – автор курса «Инструментовка для оркестра русских народных инструментов» и Сергей Зятьков (Сургут) – куратор арт-проектов Галереи современного искусства «Стерх».

Три дня музыкального «водоворота» закружили участников в бесконечном творческом процессе: концерт современной музыки, лекции, индивидуальные занятия и работа над звуковым материалом начинающих авторов.

Тренд на «русскость»?

На волне внимания к национальным корням двенадцатые «Читки» подхватили тренд на углубление русского культурного кода – обязательным условием участия стало обращение к народным инструментам. «“Читки” помогли молодым авторам посмотреть на домру, клавишные гусли или баян иначе, понять, что на инструментах можно играть необычными приемами, достигать новых красок. Нижний Новгород выбран не случайно – здесь лучший в стране Оркестр баянов и аккордеонов под управлением Венедикта Пеунова, виртуозы Кристина Фиш и Валентина Лимонова. Думаю, общение с музыкантами такого уровня оказалось для ребят особенно ценным», комментирует цель проекта Владимир Жалнин, модератор «Читок» и ведущий специалист организационно-творческого отдела Союза композиторов России.

Модератор «Читок» Владимир Жалнин

Подтверждая выбранный вектор, прошел концерт «Изобретение облаков», на котором прозвучали опусы композиторов-кураторов. Панораму смелых творческих взглядов открыла Quasi una suite Анны Поспеловой. «Как бы сюита» странных танцев удивила «хитрой» сменой фактур и бесконечным смещением мелодических акцентов. Simple-music Венедикта Пеунова, построенная на шести звуковых паттернах и одной серии, оказалась ритмически затейливой и легкой по восприятию, а лирическая звукопись сочинения Сергея Зятькова, дублирующая поэтичное название концерта, «рисовала» прозрачные сургутские пейзажи.

Концерт «Изобретение облаков». Дирижер – Венедикт Пеунов

От эскиза к партитуре

В Малом зале Нижегородской консерватории случайной публики нет – здесь композиторы, исполнители, кураторы, заинтересованные гости. Многослойный творческий процесс, в фокусе которого суть композиторского замысла, «отсек» случайных слушателей, оставив конкурсантов с наставниками тет-а-тет.

Ридинг-сессии стартовали работой композитора Олеси Евстратовой. Вместе с ней молодые авторы пытались соединить полярные тембры клавишных гуслей и баяна, разбирались в особенностях ритмизации гусельных арпеджио и искали удачные композиционные решения. «С куратором мы находились в творческом взаимодействии и активно обсуждали материал с исполнителями, что давало возможность сразу получать обратную связь и корректировать работу», – рассказывает участник проекта Богдан Калужин (Сургут).

Куратор «Читок» Олеся Евстратова

Бонусом для молодых авторов стала лекция доцента кафедры композиции и инструментовки Нижегородской консерватории Сергея Попова. Композитор поделился эксклюзивными лайфхаками по организации партитуры, которыми должен владеть автор современных опусов. Обсуждались вопросы корректного оформления «легенды» – предисловия к партитуре, в котором содержатся все пояснения для исполнителя. Правильно указать нужный штрих или прием, грамотно обозначить необходимую смену регистров – одним словом, профессиональный ликбез для молодых авторов.

Второй день «Читок» зазвучал тембром Оркестра баянов и аккордеонов Нижегородской консерватории. Эпиграфом к ридинг-сессии стала лекция заведующего кафедрой народных инструментов Венедикта Пеунова об идеальных инструментах для композиторов XXI века: «Раньше баян и аккордеон воспринимались как инструменты ограниченного жанрового диапазона. Сегодня, когда границы между академической, электронной и импровизационной музыкой стираются, их уникальная природа становится более востребованной».

Куратор «Читок» Венедикт Пеунов (баян), Валентина Лимонова (клавишные гусли)

На ридинг-сессии прозвучали сочинения, отражающие полярные поиски нового баянно-аккордеонного звука, – полифоническая фантазия с более конвенциональными звучаниями монотембрового оркестра сменилась пьесой со спектральными гармониями. «Работа с Венедиктом Пеуновым была похожа на дискуссию по поводу партитуры: я предлагал исполнителям варианты, и мы через обсуждение приходили к истине. Мне кажется, главное преимущество “Читок” – это возможность слышать свою музыку вживую и работать над ней», – рассказывает участник проекта Александр Некрасов (Комсомольск-на-Амуре/Москва).

Подхватив атмосферу доверительного диалога, разбор работ начала куратор Анна Поспелова. Вместе с Кристиной Фиш композиторы утвердились во мнении, что в современной музыке для домры предпочтительнее делать акцент на технических возможностях инструмента. Это позволяет находить нетипичные тембровые звучания. «На мой взгляд, границы языков давно размыты, и на этом бесконечном горизонте соединения разного и можно найти что-то новое», – комментирует свою позицию Анна Поспелова.

Куратор «Читок» Анна Поспелова

На обсуждении актуальных вопросов о поиске идентичности композитора вместе со спикером Сергеем Зятьковым участники проекта определили плодотворные векторы развития творческой индивидуальности в современном искусстве. «На “Читках” важнее не приобретение профессиональных навыков, а ощущение ценности творчества. Общий интерес к современной музыке, в том числе и к своей, полное погружение в рабочий ритм – все это надолго заряжает композиторов», – говорит Сергей Зятьков.

Куратор «Читок» Сергей Зятьков

Испытание звуком

Двенадцатая сессия «Читок» убедила молодых авторов в том, что народные инструменты давно вышли за рамки традиционного восприятия и примкнули к академической сфере, сохранив при этом уникальную природу.

«Такие лаборатории важны в самых разных городах и странах, а проведение подобного проекта у нас даже выигрышно. В разные годы в Нижнем Новгороде проходили уникальные премьеры, которые едва ли были возможны в иных географических точках. Каждый художник очень уязвим в момент презентации своего творчества. Но зачастую именно это и дает толчок для роста, в тепличных условиях развиваться куда сложнее», – рассказывает председатель Нижегородской региональной организации Союза композиторов России Марк Булошников.

По результатам дискуссий кому-то из участников осталось лишь доработать сочинения. Некоторые авторы решили основательно поменять изначальный замысел. Услышать творческий итог открытых ридинг-сессий можно будет на концерте премьер осенью в Нижегородской консерватории.

«Читки» в Петербурге

Победный марш Александра Сладковского События

Победный марш Александра Сладковского

В Концертном зале «Зарядье» выступил ГАСО Республики Татарстан

Сделайте нам красиво События

Сделайте нам красиво

В Мариинском театре состоялась премьера оперы «Норма»

Боже, храни Королеву! События

Боже, храни Королеву!

В Москве прошли премьерные показы драмы «Елизавета Английская»

Cочетание без брака События

Cочетание без брака

Третий сезон проекта Musica sacra nova завершился концертом памяти Софии Губайдулиной