Екатерина Бирюкова, музыкальный критик, шеф-редактор раздела «Академическая музыка» портала Colta.ru |
Возглавив несколько лет назад филармонический Фестиваль актуальной музыки «Другое пространство», маэстро Владимир Юровский сумел не только сделать так, что на Штокхаузена теперь спрашивают лишний билетик, но и объединить тех немногих, традиционно недолюбливающих друг друга музыкантов, что играют на этом поле. Нынешний фестиваль – непростое испытание даже для самых выносливых слушателей: за пять дней двенадцать концертов! Но зато взрыв мозга, прокачка кармы и повышение самооценки гарантированы. До финала этого марафона следует дожить ради «Акустических пространств» Жерара Гризе, никогда прежде не исполнявшегося в России, – важного сочинения, наилучшим образом представляющего композиторскую технику под названием «спектрализм». В 70-е годы прошлого века во Франции она стала одним из ответов суровому послевоенному авангарду. Для спектрального анализа обертонов использовалась компьютерная программа. В результате 90-минутный цикл Гризе, состоящий из шести пьес, написанных для совершенно разных, как малочисленных, так и многочисленных исполнительских составов, вырастает из одной низкой ноты «ми». Для того чтобы соорудить эту прихотливую звуковую конструкцию, Юровский к своему Госоркестру добавляет еще три московских ансамбля (МАСМ, ГАМ и «Студию новой музыки») с тремя дирижерами (Федор Леднев, Олег Пайбердин, Игорь Дронов), а также альтиста Максима Рысанова. У слушателей есть возможность подготовиться: перед концертом композитор Арман Гущян прочтет лекцию о Жераре Гризе (начало в 17.30, вход по билетам на концерт, но надо заранее зарегистрироваться).
Эта опера Россини долгое время считалась утраченной, была восстановлена совсем недавно и стартовала в новую жизнь после премьеры в 1984 году на фестивале в Пезаро. В общем-то, это не совсем опера. В ней толком нет сюжета, а есть просто много симпатичных персонажей (которые собрались ехать на коронацию Карла Х в Реймс, но что-то пошло не так), головокружительно-виртуозные арии и рекордный ансамбль для четырнадцати голосов. Маэстро Туган Сохиев не скрывает своей любви к этой музыке. В концертном варианте «Путешествие в Реймс» уже было им удачно исполнено на сцене Большого с участием местного оркестра и международной команды певцов (в которой приглашенные специалисты вполне на равных соседствовали с выращенными своими). Теперь – полноценная сценическая версия от модного, но пока нам не известного итальянца Дамиано Микьелетто. Однако, поскольку спектакль Большого является копродукцией с Нидерландской оперой, где его уже показывали в 2015 году, то несложно выяснить его остроумные подробности. Итак, маленький спойлер: в музее готовится выставка – произведения искусства, в которых предлагается опознать творчество Ван Гога, Веласкеса или Фриды Кало, оживают и вступают в сложные отношения с современной реальностью.
Одно из главных сочинений Баха никогда нелишне переслушать. В данном случае есть дополнительные резоны. К хорошо известному московскому оркестру Musica Viva присоединятся западные солисты и прекрасный хор «Латвия». И, пожалуй, главная приманка – молодой маэстро Максим Емельянычев, чудесный музыкант-барочник с круто развивающейся европейской карьерой.
Фестиваль проходит в небольшом и очень приятном пространстве галереи Niko, в окружении многочисленных работ художника и скульптора Николая Никогосяна. Тот факт, что не все меломаны про это пространство знают, дает удивительную возможность без особой давки послушать хорошую камерную музыку в исполнении отборных молодых музыкантов, которые совсем нечасто съезжаются вместе. Их набор впечатляет. В первый вечер трио Шуберта и Вайнберга играют пианист Лукас Генюшас, скрипач Айлен Притчин и виолончелист Александр Бузлов. В центре второго вечера, в котором участвуют пианисты Анна Генюшене и Арсений Тарасевич-Николаев, кларнетист Михаил Безносов, скрипач Даниил Коган и виолончелист Евгений Румянцев, – Квартет на конец времени Оливье Мессиана. И ударный финал – дуэт пианистов Вадима Холоденко и Андрея Гугнина с музыкой Дебюсси, Брамса и Рахманинова.
Юлия Чечикова, заместитель главного редактора журнала «Музыкальная жизнь» |
В январе уходящего года на лейбле Decca состоялся примечательный во всех отношениях релиз: к 250-летию со дня смерти Николы Порпоры была целиком записана опера «Германик в Германии». В отличие от Генделя, чьи сочинения прочно обосновались в репертуаре музыкальных театров и фестивальных программах, творчество его современника Порпоры, напротив, только начинают открывать заново. И по этой части контратенор и меццо-сопранист Макс Эмануэль Ценчич – самый преуспевший из адвокатов технически непростой и к тому же малоизвестной вокальной музыки неаполитанского мастера. Запись виртуозных арий, созданных Порпорой для господствовавших в итальянской опере-seria певцов-кастратов – Фаринелли, Сенезино, предваряла работу над полномасштабным «Германиком». Соучастниками проекта стали Юлия Лежнева – действующая российская звезда барочного исполнительского искусства, юная Диляра Идрисова – представительница нового поколения, французско-марокканское сопрано Хаснаа Беннани, также специализирующаяся на старинной музыке. Этот сыгранный певческий ансамбль вместе с польской «Капеллой Краковенсис» (дирижер – Ян Томаш Адамус) представит в середине декабря в Москве концертную версию «Германика». Порой страницы этой трехчасовой оперы (чем не вагнеровский масштаб?) напоминают дьявольски закрученные упражнения для голоса, но у Ценчича и его единомышленниц это не превращается в соревнование. Здесь есть чем восхититься помимо обильно украшенных фиоритурами вокальных линий.
Один из лучших басов мира Ильдар Абдразаков проводит вторую половину календарного года преимущественно в Европе: летом он дебютировал в партии Бориса Годунова в парижской Опера Бастий, затем на Зальцбургском фестивале предстал в россиниевском буффонном шедевре «Итальянка в Алжире» в образе бея Мустафы. Теперь настал черед миланского Ла Скала. Здесь Абдразаков оказался занят сразу в двух постановках: в октябре впервые в своей карьере исполнил партию испанского гранда Руи Гомеса де Сильвы в редкой опере Верди «Эрнани», а вскоре появится и новый «Аттила» (премьера назначена на 11 декабря). О двух свежих работах напомнит программа предновогоднего концерта в московском «Зарядье». Абдразаков – из той когорты певцов, которым по плечу сделать даже из набившего оскомину вечера любимых оперных арий красивый выход большого артиста.
Второй герой этого праздничного вечера – Госоркестр имени Е. Ф. Светланова. Ровно половина декабрьских концертов коллектива (и этот в том числе) отдана Василию Петренко. Во втором отделении он предпочел исполнить Седьмую симфонию Бетховена (хотя Девятая, с участием хора и грандиозной одой «К радости», конечно, еще больше отвечает торжественности момента). Так или иначе, главный приглашенный дирижер ГАСО, которому минувшим летом довелось не раз обращаться к партитурам Бетховена во время фестивалей в США, наверняка найдет «второе дно» в произведении, названном Вагнером «апофеозом танца».