Арсентий Ткаченко: Мы все должны работать на бренд «Большой симфонический оркестр имени Чайковского» Персона

Арсентий Ткаченко: Мы все должны работать на бренд «Большой симфонический оркестр имени Чайковского»

Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского готовится к гастролям в Иране и затем к турне по России. Это первые концерты коллектива с новым главным дирижером Арсентием Ткаченко (АТ), который рассказал Евгении Кривицкой (ЕК) о своей стратегии развития БСО.


ЕК Арсентий, ваше назначение состоялось 31 января 2025 года. Но только спустя четыре месяца вы встали за пульт БСО.

АТ Я пришел на пост главного дирижера в разгар сезона, график концертов был давно сверстан, и я принципиально не хотел «лишать» кого-то из моих коллег запланированных выступлений. Так что мы с новым директором Владиславом Агафонниковым «рисовали» будущий сезон, я вникал в насущные проблемы коллектива – зарплаты, инструменты.

ЕК А почему произошла смена директора БСО?

АТ Такое решение было принято, поскольку отдельной должности директора в БСО до сих пор на самом деле не было. Все эти годы Владимир Иванович Федосеев совмещал должности главного дирижера, худрука и директора, сейчас они разделены, и, наверное, это правильно.

ЕК Какие впечатления от первых репетиций с оркестром?

АТ Мы никогда в жизни до этого друг с другом не встречались на сцене, несмотря на мою все-таки немаленькую биографию сотрудничества с разными оркестрами, в том числе и с московскими. Конечно, музыканты ко мне присматривались, но я в этом плане абсолютно спокоен. Потому что моя работа с оркестром никогда не зависит от того, к какому коллективу я выхожу, – я всегда работаю одинаково. У меня есть свой план в голове, а дальше глубина погружения в материал зависит уже от того, насколько оркестр готов технически и ментально. Первой встречей я очень доволен.

ЕК Какова ваша стратегия развития коллектива с такой огромной историей?

АТ Я постоянно говорю: друзья, мы все должны работать на бренд «Большой симфонический оркестр имени Чайковского». На его качество, на его репертуар, на его статус в обществе, в СМИ – чтобы на оркестр обращали внимание, чтобы он не был в информационном вакууме. И вы правы, говоря о его славной истории. Например, такой факт: БСО – единственный российский коллектив, который имел свой абонемент в зале Музикферайн в Вене. У БСО до сих пор остались свои фан-клубы в Европе, в том числе в Японии, где оркестр очень любят. Безусловно, это случилось благодаря Владимиру Ивановичу Федосееву.

ЕК В следующем сезоне БСО отмечает 95-летие. Как будет выстраиваться репертуарная политика?

АТ До конца года я не планирую экспериментов, будем двигаться постепенно, но, скажем, в одном из юбилейных концертов исполним Двадцатую симфонию Вайнберга, которая посвящена Владимиру Федосееву и БСО. Композитор очень дружил с коллективом и его руководителем, у него есть еще Четырнадцатая симфония, посвященная только Федосееву. Вообще, надеюсь активнее развивать линию сотрудничества с современными композиторами – это тоже было свойственно БСО на всех этапах его истории, особенно когда он был радиооркестром.

ЕК Будет ли концерт в день рождения оркестра?

АТ Я проводил архивные изыскания и обнаружил, что официальная дата создания БСО – 12 октября 1930 года, поэтому мы нашли возможность выступить максимально близко к этому числу. 16 октября сыграем в Зале Чайковского Третий концерт Рахманинова и Пятую симфонию Шостаковича. Кстати, я нашел приказ о назначении Владимира Федосеева руководителем БСО – он, как и у меня, датирован 31 января. Вот такое символическое совпадение.

ЕК Вы только сейчас лично познакомились с Владимиром Ивановичем?

АТ Да, но, безусловно, бывал раньше на концертах, где он дирижировал, знаю многие записи. Например, на меня сильное впечатление произвело исполнение «Вестсайдской истории» Бернстайна, потому что, если не смотреть на экран, то складывается впечатление, что играет европейский оркестр. По способу звукоизвлечения, по балансу, по эмоциональному тонусу. Рад, что у нас с Владимиром Ивановичем сложились сейчас доверительные отношения, что я могу зайти к нему домой, обсудить какие-то текущие вопросы.

ЕК Планируется ли, что в юбилейный сезон Владимир Федосеев встанет за пульт БСО?

АТ Все будет зависеть от его желания. Я ему неоднократно говорил: «Как только вы захотите дирижировать, порепетировать – в любой момент, просто скажите».

Владимир Федосеев: Воспринимаю партитуру глазами, сердцем, умом

ЕК Ваше назначение встраивается в тенденцию последнего времени – омолаживание руководителей в сфере культуры.

АТ Мы все между собой неплохо знакомы, общаемся достаточно тепло, несмотря на то что, как говорят, дирижер дирижеру враг. Знаете, когда-то в Москве была создана негласная директорская ложа симфонических оркестров. Было бы здорово, если бы мы с моими прекрасными талантливыми коллегами сделали бы такую вот «дирижерскую ложу» и могли сообща решать общие проблемы.

Наверное, история с нашими назначениями связана с тем, что все-таки у нас уже есть определенный опыт. Мы все активно работали в ведущих симфонических оркестрах: сейчас нет системы «второго дирижера», который только готовит программы для главного. Мы все имели свои программы, выступали и продолжаем выступать с ведущими коллективами страны. И еще один момент: тут нужно понимать, как работать в государственном коллективе. Одно дело – твой частный ансамбль, оркестр, где ты можешь репетировать сколько угодно, оттачивая качество. Другое дело – когда у тебя жесткое госзадание и обязанность сыграть определенное количество концертов в сезон. Это другая специфика.

ЕК Расскажите о грядущих турне БСО.

АТ Мы выступаем в Иране по приглашению Министерства культуры РФ, сопровождая официальный визит министра культуры Ольги Борисовны Любимовой. Везем русскую музыку – сочинения Глинки, Балакирева, Чайковского, Рахманинова. В конце июня – сибирский тур, нас ждут Барнаул, Новосибирск, Красноярск, три прекрасных города. И программа, на мой взгляд, символическая. В первом отделении мы играем сюиту из «Лебединого озера» Чайковского, которую я скомпоновал по своему вкусу: там и знаменитые соло, где смогут показать себя солисты оркестра, и редко исполняемые фрагменты.

Впервые БСО исполнит «Русскую увертюру» Прокофьева, также я включил так называемый «Русский вальс» Шостаковича из кинофильма «Первый эшелон». Он же есть в Сюите для эстрадного оркестра, только в версии с саксофоном. Наш тур посвящен 80-летию Великой Победы, поэтому будет «Вечерняя молитва» из «Желтых звезд» Исаака Шварца, а также Сюита из музыки к фильмам о войне Юрия Потеенко. Мне важно дать слушателям позитивный эмоциональный заряд, ведь эта дата связана не только с трагическими воспоминаниями, но и со светлым ощущением победы.