Тая Савина: Буто – это танец темной стороны Луны Персона

Тая Савина: Буто – это танец темной стороны Луны

Одним из важных событий петербургского фестиваля современного танца «Пятилетка» стала премьера спектакля «Звуки футуризма», который Тая Савина поставила для труппы «Каннон данс». Выпускница магистерской программы Академии Русского Балета (2015), номинант Национальной театральной премии «Золотая Маска» (2017) – одна из самых известных в стране авторов такого малоизвестного в России искусства, как буто. Об истории этого вида танца, о теле как событии и о том, как ходят призраки в Японии, Тая Савина (ТС) рассказала Анне Гордеевой (АГ).


АГ Тая, почему из множества видов современного танца вы выбрали именно буто?

ТС Я училась в РГПУ имени Герцена (программа «хореографическое искусство»), на третьем курсе бакалавриата я сломала ногу, кость не срасталась полгода. Все это время я ходила только на теоретические занятия. Как раз тогда в Санкт-Петербург приехала труппа «Санкай Дзюку» и я впервые увидела постановку буто, а также послушала лекцию об этом направлении. Летом, когда мне уже сняли гипс, я посетила двухнедельный мастер-класс 77-летнего Кацуры Кана. Он поставил на меня соло, с которым я ездила в Нижний Новгород, Москву и Хельсинки. После знакомства с буто пришло понимание, что и по окончании университета мне предстоит заниматься этим танцем.

АГ В какой степени буто – это зрелище, а в какой – личная практика для саморазвития? Сейчас в России не так часто можно встретить выступления артистов буто на публике.

Мы не обязаны «делать красиво» и улыбаться, выходя на сцену. Наша темная сущность, неизвестная нам самим, – это тоже часть нашей личности.

ТС Это элитарное искусство. Им занимаются немногие, хотя с каждым годом интерес постепенно растет. Если буто когда-нибудь станет популярным, скорее всего, пропадет его суть. Внутри самой философии буто много темного, иррационального, непонятного массовому зрителю. Прежде чем смотреть спектакль, стоит сначала посетить лекцию, чтобы узнать не только об истоках буто, но и о самой философии танца. Событием буто становится тело. На одном из мастер-классов Кацура Кан провел такой эксперимент. Он предлагал одному из участников выйти на площадку, остальные не знали, какое задание ему дано. В какой-то момент перформер занимал произвольную позу. Зрители должны были поднимать руки в тот момент, когда им станет скучно, и обычно это происходило секунд через двадцать. Но когда человек не принимает никаких поз, остается нейтральным, когда ничего не происходит, зрители готовы наблюдать за ним дольше. Следовательно, тело само по себе создает атмосферу. Один из принципов буто – мы должны опустошить наше сознание и опустошить тело как сосуд. Уже после этого мы наполняем форму энергией. Зритель также трансформируется, наполняет нашу пустую форму, а не просто смотрит на какие-то движения, – его восприятие меняется, так как меняется атмосфера вокруг. Просто выучить хореографию и просто делать ее хорошо для буто недостаточно.

АГ Про историю буто ходит много мифов. Как оно зародилось?

ТС После Второй мировой войны в Японии произошли большие изменения. Раньше это была очень закрытая страна, император обладал божественным статусом. Когда император публично заявил, что он не бог, у японцев появилось чувство потери национальной идентичности. Люди искусства пустились на ее поиски – и некоторые были успешны. Например, Тацуми Хидзиката, Юкио Мисима вместе с фотографом Эйко Хосое обнаруживали ее в полях, где фермеры, согнувшись, работали, выращивали рис. Параллельно с этим в Японии открывались границы – так в страну попала другая культура: авангардизм, дадаизм, сюрреализм, танец модерн, экспрессивный танец Мари Вигман. Вдохновение черпалось и из живописи. Японцев поразили, например, «кривые» портреты Фрэнсиса Бэкона. Первыми все это использовали в танце Тацуми Хидзиката и Кацуо Оно – именно они стали основателями буто. Сначала они работали вместе, но потом их пути разошлись, потому что философия и принципы работы с телом различались. Мой учитель Кацура Кан сотрудничал больше с Тацуми Хидзикатой.

Ведь темное – не значит сразу плохое или что-то некрасивое? Темное – это то, что мы просто еще не видели и не знаем.

АГ Как буто связан с театром Но?

ТС Как минимум из театра Но танец буто взял принцип «нести атмосферу» и скользящий шаг сурияши. В нем нет этого эффекта обыденной ходьбы, когда голова покачивается вверх-вниз. Мы как будто плывем. В Европе в эпоху романтизма, чтобы показать потусторонний мир (сильфид или вилис), балерин подняли на пуанты – то есть отдалили от пола. В Японии же, чтобы изобразить призрака, актера опустили ниже – он трет стопой пол, на низких коленях, на низком плие. Так появился шаг сурияши. Он помогает в создании атмосферы представления.

АГ Вы сейчас работаете как хореограф с петербургской компанией «Каннон данс». В прошлом году вышел ваш спектакль «Корпускул», только что – «Звуки футуризма». Артисты этого театра – прекрасно подготовленные профи в современном танце, но именно буто они никогда не занимались. Как много требуется времени, чтобы профессиональный танцовщик освоил эту технику, и насколько это сложно?

ТС Я заметила, что чем старше люди, тем быстрее они проникаются этой философией. Когда в прошлом году я выпускала «Корпускул», я придумала движения довольно быстро и четыре месяца просто давала участникам разные упражнения, чтобы они глубже погрузились в буто. И у половины – у четырех-пяти человек – получилось это сделать.

АГ В русской традиции, прежде всего балетной, есть некоторое обожествление красоты. При этом, как мне кажется, в буто к самому понятию красоты относятся принципиально иначе. Вот то противостояние, заявленное в европейском contemporary – выразительность против красоты, – насколько оно актуально для буто?

ТС Это не прямое противостояние, скажем так. Есть такое выражение: буто – это танец темной стороны Луны. Но ведь темное – не значит сразу плохое или что-то некрасивое? Темное – это то, что мы просто еще не видели и не знаем. Мы не обязаны «делать красиво» и улыбаться, выходя на сцену. Наша темная сущность, неизвестная нам самим, – это тоже часть нашей личности. Почему это страшно? Это просто реальность.

АГ С какой музыкой работают в Японии артисты буто? И по какому принципу вы выбираете музыкальное сопровождение?

ТС У японцев, занимающихся буто, музыка довольно абстрактная. Когда Кан ставил на меня соло, ее сначала вообще не было. Он занимался движениями, затем мы обсудили костюм и только потом музыку. Звук был очень тихим, почти неслышным. Я взяла этот же принцип за основу, ставя тело в приоритет. Можно репетировать без музыки неделю. Делают ли так все подряд? Я не знаю. Но то, что музыка всегда добавляет атмосферы, – это точно.

АГ Что послужило для вас стимулом к созданию спектакля «Звуки футуризма»?

ТС Футуризм как направление мне очень близок. Он возник ближе к началу ХХ века. Буто же родилось вместе с первой постановкой Тацуми Хидзикаты в 1959 году. Несмотря на почти полувековую разницу временных рамок, у этих стилей много общего. Манифесты, эксперименты, связанные с литературой, живописью, театром… Поэт Алексей Крученых, к примеру, создал предметный, абстрактный язык и писал на нем свои стихи. Это вдохновило меня на собственный манифест, изданный в виде книги: я придумала сакумы – сакральные заумы. В них использованы все звуки тела – то есть вдох, выдох, щелчок руками, пальцами, топот. Некоторые сакумы читались мной, автором, на вдохе, чтобы голос был неестественный. Чтобы понять, как это звучит, есть CD или QR-код. Заумы Алексея Крученых мне удалось развить до такой степени, что в них задействовано абсолютно все тело. Меня это все так вдохновляет! Каждый раз, когда читаю про футуризм, я думаю, почему наши представители этого направления не познакомились с японскими бутошниками? Было бы очень круто. Они бы во многом совпали именно по идеологии. Но мы никогда не узнаем об этом. Поэтому спектакль «Звуки футуризма» – это лично моя фантазия на тему.