Давайте создадим мюзикл События

Давайте создадим мюзикл

В Чебоксарах прошел VI Международный фестиваль оперетты

В течение десяти дней в столице Чувашии шли спектакли «Волга Оперы» и Ивановского музыкального театра, показавшего обойму разнообразных названий: тут и «Бесприданница» Ефрема Подгайца, и «Алые паруса» и «Три мушкетера» Максима Дунаевского. Но открылся фестиваль собственной премьерой Чувашского театра оперы и балета – музыкальной комедией «Мы хотим танцевать», созданной либреттистами Владимиром Константиновым и Борисом Рацером и композитором Андреем Петровым.  В зале присутствовали дети авторов – Ольга Петрова, композитор, художественный руководитель фонда Андрея Петрова, и известный российский сценарист и режиссер Дмитрий Константинов. Посетил премьеру и глава республики Олег Николаев, который написал в своем телеграм-канале: «Спектакль поразил своим размахом, красочностью и искренними эмоциями. Легкий сюжет, наполненный глубоким смыслом, заставил задуматься о важных жизненных ценностях. Получили огромное удовольствие от просмотра и зарядились позитивом».

Время действия, о котором идет речь в спектакле, – 1960-е годы, оттепель, когда многое разрешалось, когда в СССР приезжали выдающиеся западные артисты, а в Ленинграде был поставлен первый западный мюзикл – «Вестсайдская история» Бернстайна. Вот и герои музыкальной комедии «Мы хотим танцевать», оказавшись после окончания Ленинградского хореографического училища в театре некого города Дальногорска, придумывают дерзкий план – поставить молодежный спектакль в жанре мюзикла, музыку к которому сочинил молодой композитор Володя. Строго говоря, в оригинальном либретто речь идет о премьере балета, но главный режиссер Андрей Цветков-Толбин решил приблизить сюжет к реалиям в Чебоксарах. Ведь артисты «Волга Оперы» раньше с мюзиклом были «на вы», а тут пришлось освоить не только пластику современных танцев, но и разговорные диалоги, и драматическую игру.

По эстетике новый спектакль многими чертами напоминает культовые советские фильмы середины прошлого века – ну что ж, ретро сейчас в моде, как и стиль соцреализма. И в целом спектакль смотрится увлекательно – в нем много смешных ситуаций, милых сентиментальных эпизодов. Таких как, например, роман между московским архитектором Николаем Николаевичем и «грымзой» Ниной Васильевной – балетмейстером Дальногорского театра. Когда-то они пережили вместе блокаду, потом жизнь их развела, и вот – нежданная встреча, всколыхнувшая прежние чувства. Архитектор (Иван Николаев) напоминает героя «Старомодной комедии» – немного застенчивый, но искренний в своих чувствах. Маргарита Финогентова убедительно отыгрывает внутреннюю трансформацию героини, которая из «сухаря» превращается в обаятельную, не чуждую сострадания женщину. И принимает сторону молодых артистов театра, которые бунтуют и даже приходят с плакатами к директору с требованием разрешить им репетировать мюзикл.

В дни премьеры Чувашский театр оперы и балета отмечал 65-летие, и веселая комедия, высмеивающая интриги закулисья и будничную рутину, оказалась чем-то вроде «юбилейного капустника». В самом театре как раз активно взят курс на современные тренды и активный ребрендинг: броское название «Волга Опера», эксперименты с жанровым наполнением афиши, новые горизонтальные связи и расширение гастрольной карты – все это результат деятельности нового энергичного директора Андрея Попова и его команды.

Андрей Попов: «Волга Опера» – один из символов нашего региона

Он-то вовсе не тот чинуша Гавриил Петрович, который выведен в спектакле. Образ, созданный Сергеем Кузнецовым как раз в духе известных персонажей Аркадия Райкина, наглый с посетителями и подобострастный с начальством. Еще один карикатурный герой – Глеб Сичкин (Илья Гурьев), председатель местного профкома, пресмыкающийся перед директором и местной примадонной Матильдой Ивановной (Людмила Яковлева) – типичной водевильной стареющей дивой.

С одной стороны, все эти типажи кажутся слегка ходульными и ушедшими в далекое прошлое, с другой – нет-нет да и проскочит живая черточка, намек «на злобу дня», как, к примеру, в монологе Матильды Ивановны, где она заявляет: «Без труда принять актера можно в труппу, а уводить – черта с два. Пусть на пенсию меня проводят пышно, слава богу есть законы по труду…» И самыми трогательными и реалистичными оказываются линии взаимоотношений молодых пар: композитора Володи (Дмитрий Алексеев), переквалифицировавшегося в дирижера, тайно влюбленного в одаренную балерину Наташу (София Кудряшова), которая последовала в провинцию за своим возлюбленным Игорем (Сергей Андрияненков). И Оли (Алиса Шалгинова), чей невероятно ревнивый муж Саша (Андрей Белов) требует от супруги бросить сцену.

Андрей Цветков-Толбин, окончивший в свое время ГИТИС у корифея отечественной оперной и опереточной режиссуры Георгия Ансимова, впитал классические традиции постановки этого жанра и смежного с ним мюзикла и с азартом взялся передать свой опыт солистам «Волга Оперы». И труппа справилась с поставленными задачами вполне успешно, а мелодичная, богато звучащая в оркестре музыка Андрея Петрова создает винтажный флер и позволяет поностальгировать о прошлых временах. В партитуре много остроумных цитат из опер Чайковского, Бизе, оперетт Кальмана, оттеняющих остроты в либретто. Дирижер Александр Гриханкин провел спектакль очень динамично, находя в каждом музыкальном номере верный темпоритм и умело высвечивая контрасты.

«Мы хотим танцевать» стал своего рода спектаклем-манифестом, говорящим демократичным языком со зрителем о насущных проблемах театрального искусства. И в то же время в конденсированном виде представил культурный код советской музыкальной комедии, какой мы ее знаем и любим на протяжении почти столетия. Впереди – гастроли в Москве: осенью на фестивале «Видеть музыку» с новой постановкой познакомятся столичные меломаны.

Басни воробьев События

Басни воробьев

Камерный оркестр «Дивертисмент» представил в Петербургской филармонии произведения Гласса и Курёхина

Квантовая механика и коллективное бессознательное События

Квантовая механика и коллективное бессознательное

В Гамбургской опере рассказали историю безумного физика и лукавого лирика

ИИ и Я События

ИИ и Я

В Петербурге резиденты СEAM завершили XII фестиваль новой музыки reMusic.org

Тангейзера любят все События

Тангейзера любят все

В Венской опере представили новую постановку вагнеровского «Тангейзера»