Сама по себе практика резиденций крупных коллективов – явление рядовое, но в «Сириусе» все привычные практики переосмысливаются концептуально, с упором на образовательный эффект для одаренной молодежи, приезжающей на побережье Черного моря со всей страны. Именно поэтому к резиденции Российского национального молодежного симфонического оркестра уже в пятый раз приурочена Симфоническая академия, в рамках которой подростков на практике приобщают к интересной и насыщенной жизни оркестрового музыканта. Дирижером всех концертов резиденции стал Федор Безносиков.
Не секрет, что в отечественном образовании детей, играющих на струнных и духовых инструментах, в большей степени ориентируют на сольную карьеру: на это нацелены и учебный процесс, и система экзаменов, конкурсов и разнообразных поощрений. Тем не менее во «взрослой» реальности большая часть юных талантов будет работать именно в оркестрах, и карьера музыканта в престижном гастролирующем коллективе ничуть не хуже (а в чем-то и предпочтительнее) рискованной и нестабильной доли солиста. В этих условиях особенно важно прививать детям вкус оркестровой игры, «чувство локтя» в коллективе, умение понимать замысел дирижера: эти задачи и призваны решать Симфонические академии РНМСО. Среди подростков, приехавших на рядовую четырехнедельную программу «Сириуса» для одаренных музыкантов в июне, отобрали 37 участников для Академии, и каждый из них получил персонального наставника – одного из опытных членов РНМСО. Под чутким руководством старшего коллеги юные струнники и духовики постигали все тонкости оркестровой жизни. В итоге подростки на время стали полноправными участниками концертов и исполнили в составе престижного коллектива масштабные симфонические сочинения. Юных академистов можно было легко отличить по белым рубашкам, контрастировавшим с черными вечерними нарядами взрослых оркестрантов, и публика, конечно же, встречала их с особым энтузиазмом. Подчеркнем, что вычленить их другим способом было невозможно: уровень демонстрируемого мастерства (например, в оркестровых соло) был вполне сопоставим со зрелыми коллегами. Удивлен был и сам дирижер: его впечатлило творческое горение детей, их быстрый профессиональный рост за считанные дни. Федор Безносиков подчеркнул, что самые младшие из участников в принципе впервые в жизни заняли место за пультом симфонического коллектива и поначалу даже не совсем понимали, что именно от них требуется. Благодатная креативная атмосфера «Сириуса» сделала свое дело, и через несколько дней перед публикой предстали вполне состоятельные оркестранты. В восторге были и сами дети, не скупившиеся в выражении эмоций журналистам: для них это стало «самым крутым проектом» в жизни. Сожалели лишь о том, что почти не поплавали в Черном море, но искусство, как известно, превыше всего, в том числе и курортных соблазнов.
За время резиденции РНМСО состоялось четыре вечера. Открытие гастролей было приурочено ко Дню защиты детей и прошло на открытом воздухе – просторной Медальной площади Олимпийского парка, став настоящим событием для обитателей «Сириуса». Главными гостями стали самые юные жители федеральной территории, и программа соответствовала их культурным запросам: известные и всеми любимые сочинения русских композиторов. Камерная программа была представлена в уникальном концертном зале недавно открывшейся ССМШ, акустику которого проектировал знаменитый Ясухисо Тоёта, и была выдержана в более «гурманском» духе: прозвучали редко исполняемые работы Равеля, Рихарда Штрауса и Стравинского. По традиции концерты сопровождали и образовательные события: состоялась увлекательная лекция Ярослава Тимофеева о колокольном звоне, а также мастер-класс профессора СПБГК Игоря Рогалева, представившего свою интереснейшую методику преподавания композиции.
Наибольший ажиотаж, безусловно, вызвали два последних концерта резиденции, в которых участвовали юные академисты. 5 июня солировал скрипач Павел Милюков, представивший в первом отделении два виртуознейших сочинения: Большую фантазию Венявского на темы из «Фауста» Гуно и Концертную фантазию на темы из оперы «Порги и Бесс» Гершвина в обработке Игоря Фролова. Смысловым центром концерта, однако, стало второе отделение, посвященное Четвертой симфонии Брукнера. Федор Безносиков описал свою трактовку как «путь романтического героя», и в целом интерпретация этого симфонического полотна отличалась интеллектуализмом и благородной сдержанностью.
Завершал резиденцию вечер 6 июня, главным событием которого стало исполнение музыкальной редкости – Юношеской симфонии Рахманинова, от которой сохранилась лишь одна часть. Дирижеру удалось подчеркнуть в ее интерпретации параллели со стилем старших современников композитора: были очевидны аллюзии на симфоническое и оперное творчество Чайковского, как и отдельные переклички с оркестровым стилем Римского-Корсакова. В качестве солистов были приглашены два молодых музыканта: в исполнении виолончелиста Богдана Ефремова, чья карьера – в начале своего взлета, убедительно прозвучало знаменитое Pezzo capriccioso Чайковского, а титулованный Сергей Давыдченко представил Третий концерт Прокофьева. Лауреат XVII Конкурса имени Чайковского продемонстрировал уверенную, стабильную, «маскулинную» виртуозность, подчеркнув сатирическую сторону знаменитого прокофьевского концерта. Дополнили вечер несколько «хитов» Рахманинова, Хачатуряна и Бернстайна, позволивших блеснуть на сцене всем тридцати семи академистам в белых рубашках.
Столь важное событие могло бы стать хедлайнером года в иной локации, но «Сириус» находится в постоянном движении, где нет места стагнации: уже через пару недель начнутся Дни танца, которые сменит Большой летний музыкальный фестиваль. На осеннем горизонте – открытие Концертного центра, и уже сейчас РНМСО принял участие в акустических тестах Камерного зала. В этом бесконечном пути вперед, соединяющем дерзновение молодости и мудрость зрелости, и кроется, вероятно, успех «Сириуса», ярко сияющего в музыкальном созвездии нашей страны.