Этот форум, возникший в 2011 году по инициативе и при непосредственном участии главного дирижера и художественного руководителя Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан Александра Сладковского, с первых дней превратился в парад лучших исполнителей мирового музыкального мира и оригинальных прочтений классических произведений. В программе фестиваля звучат не только произведения Рахманинова, но и других русских, а также зарубежных композиторов. На сцену Государственного Большого концертного зала имени Салиха Сайдашева выходили прославленные музыканты, среди которых – Денис Мацуев, Борис Березовский, Рамзи Ясса, Николай Луганский, Фредерик Кемпф, Филипп Копачевский, Шон Боткин и многие, многие другие. Первый вечер XIV Международного фестиваля имени Сергея Рахманинова «Белая сирень» был отдан греческой команде – дирижеру Михалису Иконому и пианистке Теодосии Нтоку. В программу вошли произведения русских композиторов: таково было условие организаторов фестиваля, которое охотно приняли исполнители. Как прошел концерт с «греческим акцентом», читайте в журнале «Музыкальная жизнь» №5, 2025.
Сменившие греков дирижер, генеральный директор зала «Зарядье» Иван Рудин и пианистка, педагог и общественный деятель Екатерина Мечетина выставили на афишу фестиваля две рахманиновские «двойки», исполнив Второй фортепианный концерт и Вторую симфонию.
Своей интерпретацией фортепианного концерта Мечетина озадачила слушателей, сумев сыграть это невероятно монументальное, стремительное и светлое произведение как сугубо камерное. В ее игре не было не только привычной жизнеутверждающей мощи и безграничного раздолья, но и щемящей печали, и ностальгической созерцательности, которыми исполнители многократно заштамповали практически все рахманиновские произведения. Вместо этого солистка обнажила скорбный эскапизм, страдание души, давно потухший пепел костра, словно композитор и впрямь уже к началу XX века оставил надежду не только на будущее, но и настоящее. Трубы призывно взывали к фортепиано, деревянные духовые ворчали на него, струнные, поддавшись анемии, тихо стенали, но солирующий инструмент волей Екатерины Мечетиной неуклонно пребывал в трагическом одиночестве.
А Иван Рудин, наполнив Вторую симфонию ожидаемо безбрежной тоской и рвущими душу пассажами, удивил меломанов тем, что открыл все без исключения купюры рахманиновского опуса. Такое сверхуникальное исполнение стоило того, чтобы прийти в зрительный зал. Драматизм, заложенный в это произведение композитором, у Рудина обрел выпуклость, многомерность, красочность, широким разливом покрыв все темы и напевы симфонии. Оттого общее настроение сочинения стало мрачновато-тяжелым, а звук оркестра – плотным.
Но ведь мы помним, что музыкантам Государственного академического симфонического оркестра РТ по силам любые эксперименты, которые ставят приглашенные дирижеры: всякий раз они получают новый неоценимый опыт, позволяющий им уверенно подниматься к вершинам профессионализма.
Кульминацией XIV Международного фестиваля имени Сергея Рахманинова «Белая сирень» стал дуэт основателей этого яркого музыкального форума – главного дирижера и художественного руководителя Государственного академического симфонического оркестра РТ Александра Сладковского и пианиста-виртуоза Дениса Мацуева.
«Когда я вижу оркестр Александра Витальевича, я сразу понимаю, что я дома. Дома с очень близкими для меня людьми, потому что Казань, действительно, для меня очень родная», – искренне признавался Мацуев. В его послужном списке множество званий и регалий – народный артист России, Башкортостана, Татарстана, солист Московской филармонии, лауреат Госпремии Российской Федерации, почетный профессор МГУ имени Ломоносова… И все же достаточно произнести только его имя и фамилию, чтобы зрительный зал взорвался овацией. Его упорство в постижении сути музыкального произведения, виртуозное мастерство исполнителя и редчайшие душевные качества превыше всяческих титулов.
Концерт № 5 для фортепиано с оркестром Людвига ван Бетховена часто именуется «Императорским» за грандиозное и поистине царственное звучание. Хотя Мацуев взял его в свой репертуар два месяца назад, он уже успел сыграть его на публике семнадцать раз. Но с татарстанскими симфониками он исполнил этот шедевр музыкальной классики впервые. Впрочем, пребывая на одной творческой волне, Мацуев и Сладковский – ансамбль безупречный – сумели найти особую форму исполнения: взволнованно-азартный диалог. И воздушная лирическая окраска фортепианной партии в эти мгновения казалась жемчужиной, погруженной в героическую патетику музыкального полотна, мощно и осязательно развернутого оркестром.
А вот Первая симфония («Титан») Густава Малера – ликующий апофеоз молодости – для татарстанских симфоников – дань уважения своему основателю. Полвека тому назад это произведение в репертуар молодого оркестра ввел выдающийся дирижер Натан Рахлин. Так что, возвращая в обновленной интерпретации сочинение австрийского композитора, Александр Сладковский обратился к истокам прославленного ныне коллектива. В прочтении маэстро «Титан» прозвучал современно, объемно, эмоционально и многогранно.
Очередной концерт фестиваля опять преподнес казанским меломанам исполнительские сюрпризы. За дирижерским пультом в четвертый вечер стоял ректор Санкт-Петербургской консерватории, российский виолончелист, дирижер, педагог и музыкально-общественный деятель Алексей Васильев.
Обладатель удивительно тонкого чувства юмора и абсолютной открытости к переменам в современном обществе, Васильев на дирижерском подиуме в этот раз продемонстрировал яркий образец постмодернистского прочтения классики. Четвертая симфония Петра Чайковского не просто усиленно драматизируется дирижером, расставляющим каждым своим жестом жесткие, ясные, недвусмысленно читающиеся акценты, а становится невероятно похожей на классическую рок-музыку. Мощь, неспешность манипуляций, академичность подачи Алексея Васильева, его мимика, по которой читались скрытые эмоции дирижера, монолитная слаженность и темпераментное воодушевление Государственного академического симфонического оркестра РТ вдавливали слушателей в кресла такой невероятной энергетикой, какой Государственный Большой концертный зал имени Салиха Сайдашева давненько не наполнялся.
Солировал на этот раз харизматичный представитель петербургской пианистической школы Мирослав Култышев, исполнительская «дикция» которого отличается филигранностью, ясным, отчетливым «проговариванием» мельчайших деталей и нежнейшей техникой звукоизвлечения. В его интерпретации Третий фортепианный концерт Рахманинова – история интровертная, утонченная, поэтичная, рафинированная. Музыкант все время напряженно всматривался во что-то, видимое лишь ему, и на его лице отражались то искреннее детское удивление, то мучительное страдание, то спокойная умиротворенность, то яростный протест, а его пальцы, почти не отрываясь от клавиш, стремительно летали по Steinway & Sons, без стыков переходя от тишайшего piano к невероятнейшей экспрессии.
Култышев – непревзойденный интерпретатор Шопена, Листа, Скрябина. Но и творческое родословие Рахманинова он тоже выводит из Шопена и играет его опусы так, как играть их по академическим канонам нельзя. Но ведь играет! И играет так, что у слушателей захватывает дух.
Впрочем, Рахманинова каждый пианист считает своей собственностью и уверен, что уж он-то интерпретирует его произведения лучше других. Для Култышева Рахманинов с его мучительным приматом минора – наиболее точный выразитель русской национальной психеи. Вот этот тонкий психологизм и изломы страдальческой души он и вложил в Третий фортепианный концерт.
Завершился XIV Международный фестиваль имени Сергея Рахманинова «Белая сирень» мощнейшим tutti.
«Представьте себе, что Вселенная начинает звучать и звенеть. Поют уже не человеческие голоса, а кружащиеся солнца и планеты», – характеризовал свою Восьмую симфонию Густав Малер. Так вот, эта космогония в полной мере удалась Государственному академическому симфоническому оркестру РТ. Маэстро Сладковский силой своей исполнительской магии заставил слушателей поверить, что они и есть та самая микроструктура вакуума, которая, вращаясь вокруг своей невидимой оси, закручивается в спирали галактик.
«Любовь, что движет солнце и светила», – такова сущность интерпретации, предложенной Сладковским. И партия органа, блестяще исполненная Евгенией Кривицкой, наполнила эту вселенную Восьмой симфонии Малера полифонией божественной любви. Органистка вкрадчиво, деликатно, сдержано воссоздавала звуковую картину рая, приоткрывая для слушателя завесу тайны и мистицизма. Все технически сложные пассажи пошли на воспроизведение тончайших звуковых оттенков и эмоциональной динамики малеровского сочинения.
Грандиозное произведение объединило оркестр, три хоровых коллектива и восемь солистов-вокалистов. Две сотни человек вышли на сцену Государственного Большого концертного зала имени Салиха Сайдашева: Академический большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей», камерный хор «Нижний Новгород», хор Средней специальной музыкальной школы при Казанской государственной консерватории имени Назиба Жиганова, солисты Большого театра России и его Молодежной оперной программы Рамиля Баймухаметова, Роман Коллерт, Алексей Кулагин, Василий Ладюк, Валерия Терейковская, Анна Юркус, победительница конкурса «Большая опера», солистка «Новой Оперы» Полина Шамаева, солистка «Мастеров хорового пения» Елена Логинова. В их мощной энергетике тончайшей материей угадывалась тоска по утраченному раю и надежда на его возвращение.
Не каждому дано выдержать этот путь. «Здесь такие глубокие смыслы и переплетения! Они требуют специальной подготовки, прочтения текстов, осмысления. Если ты просто послушаешь эту музыку, она захватывает невероятно, но когда ты понимаешь, о чем это… Как мне кажется, самая яркая точка в симфонии отдана хору, как ни странно, – это почти в самом конце второй части. Это взрыв, совершенно божественный… Я об этом даже не могу говорить, мне становится не по себе», – признавался маэстро шесть лет назад. И вот спустя годы он все же решился записать Восьмую симфонию Малера. Последний день рахманиновского фестиваля стал первым днем работы над очередным треком проекта Александра Сладковского «Все симфонии Малера».
Александр Сладковский: Музыка Рахманинова помогает нам жить и делает нас лучше