В поисках потерянного рая События

В поисках потерянного рая

Симфонические произведения Алексея Рыбникова прозвучали на фестивале «Concordia» – ​впервые в Казани

Фестиваль, носящий имя Софии Губайдулиной, придуман Александром Сладковским, чтобы приучить казанскую публику слушать и любить современную музыку. Стилистический спектр программ «Concordia» всегда предельно широк и отражает истинное положение дел: нет сейчас единого канона, как надо писать музыку, каким языком общаться с современниками. Кто-то из композиторов ощущает мир как некий загадочный универсум и «пугает» публику невиданными звуковыми эффектами, другие ищут демократические способы коммуникации – ​пишут красивые мелодии, укладывая их в традиционные формы.

Умело перемешивая авангард и академизм, Сладковский предлагает публике увлекательный квест со многими неизвестными – ведь, как правило, почти все произведения на фестивале звучат в Казани впервые. Нынешний год не стал исключением. На открытие приехал лидер петербургской школы Сергей Слонимский, и в его присутствии Госоркестр Татарстана сыграл Симфонию № 33 и Симфоническую поэму «Восхождение и триумф», осуществив ее мировую премьеру.

Общение с живым композитором – это всегда экзамен, который сдает дирижер, оркестр. Ведь ноты, динамические обозначения, размер – всего лишь шифр, некие мертвые символы и значки. И задача исполнителя – «угадать» замысел композитора, уловить пульс, энергетику, заложенные в партитуру. Второй концерт фестиваля целиком посвятили еще одному классику – Алексею Рыбникову, автору музыки к легендарным рок-операм «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и не только. Для Казани Александр Сладковский выбрал его серьезные симфонические сочинения, и было интересно наблюдать на репетиции, как Алексей Львович придирчиво выверял темпы, ища вместе с дирижером идеал звучания.

Момент истины открылся уже во время концерта, когда Сладковский, как медиум, вводил в транс не только аудиторию, но и автора. По признанию Рыбникова, он «наслаждался интерпретацией, открыв для себя какие-то новые смыслы, и порой уносился мыслями в иные миры».

Удачно составленная программа представила разные периоды творчества Рыбникова. Триптих «Симфонические картины» возник как собрание трех сочинений, созданных абсолютно самостоятельно. Все началось с дерзкого, острого по гармоническому языку концертного каприччио «Скоморох» – опуса 24-летнего аспиранта Московской консерватории Рыбникова, созданного в 1969 году. Брутально-гротескная токката, в финале сменяющаяся тишайшей нирваной с шелестом глиссандо струнных и флейтовыми репетициями, уже репрезентирует эстетику композитора: обостренное ощущение тревожности и напряженности сиюминутного бытия, поиски и попытки обретения «потерянного рая», а в стилистике – ясное понимание драматургии целого, умение создать красочные оркестровые картины, кинематографичность в эффектной смене ракурсов и состояний.

«Ночная песнь» запомнилась проникновенной мелодичностью, а главная тема напомнила об этимологии названия – «ноктюрне»: солирующая скрипка Алины Якониной пела о красоте мира, о неизменной торжественности природы, противостоящей любимым человеческим катаклизмам. В «Ночной песне» и дальше, в «Музыке Ликии», посвященной гибели древней цивилизации, удались контрасты между сосредоточенными на внутреннем переживании эпизодами (отметим особо удивительный монолог контрафагота) и грандиозными кульминационными нарастаниями, когда бушующий оркестр, казалось, сотрясет стены Зала имени Сайдашева.

Но впереди ожидалось главное событие – Симфония № 6, которую сам композитор назвал симфонией «сумерек». В четырех частях рисуется нечто апокалипсическое, на что указывают и подзаголовки: вначале – «Метаморфозы ангела света», затем Токката Macabre – демонические картины, где после нечеловеческого напряжения происходит полное крушение вселенной. Лирическим центром симфонии становится Сарабанда Angelica, трагическое надгробное слово, как последняя передышка перед финальной битвой.

Ошеломительный успех и стоячие овации в финале вечера адресовались не только творцу прекрасной музыки, но и оркестру под управлением Александра Сладковского. Маэстро точно почувствовал дерзость и грандиозность смыслов сочинений Рыбникова, став равным соавтором, а оркестр реализовал их с искренней увлеченностью, инструментальным качеством и мастерством, вновь подтвердив свое высокое реноме. Ну, а главное, что Алексей Рыбников уже задумался о новой симфонической партитуре – специально для Александра Сладковского и ГСО РТ, и впереди – радость сотворчества близких по духу музыкантов.