10 и 12 июля Московский театр «Новая Опера» имени Е.В. Колобова представит вторую оперную премьеру сезона 2024/2025 – «Волшебную флейту» Моцарта в версии semi-stage. Это заключительная премьера сезона, но не его завершение: традиционно «Новая Опера» продолжит сезон в августе и сентябре.
Музыкальный руководитель и дирижер спектакля – Филипп Чижевский, режиссер-постановщик – Егор Перегудов, художественный руководитель Московского академического театра имели Владимира Маяковского, приглашенный режиссер «Новой Оперы». В 2024 году он выступил режиссером концертной версии «Волшебной флейты» в Московской филармонии (дирижировал тогда также Чижевский, а в исполнении участвовали Государственный академический камерный оркестр России и ансамбль Questa Musica). Кроме того, в составе постановочной группы главный художник по свету «Новой Оперы» Майя Шавдатуашвили и главный хормейстер театра Юлия Сенюкова.
К оркестру «Новой Оперы» в спектакле присоединятся приглашенные музыканты, в составе будут аутентичные инструменты: натуральные трубы и сакбуты (предшественники тромбона). Концертмейстером оркестра выступит скрипач Роман Викулов, уже сотрудничавший с Чижевским в Questa Musica. Также будет звучать хаммерклавир, созданный специально для театра «Новая Опера» мастерской Пола МакНалти по образцу хаммерклавира Моцарта – инструмента работы мастера XVIII века Антона Вальтера. Партию хаммерклавира исполнит Александра Коренева.
«Играть Моцарта – это как лихачить за рулем, должен быть азарт, интерес и опасность. Все музыканты должны походить на спортсменов. Это касается любой музыки, но здесь эти ощущения особо важны. У Моцарта “повороты” должны быть более резкими и лихими, а “грув” – еще более эксцентричным. Если ты обычно едешь 100 км/ч, то здесь должно быть 300 км/ч», – говорит Филипп Чижевский.
Для маэстро принципиально фонетическое единство, чтобы и арии, и диалоги звучали в оригинале, на немецком языке. Разговорные диалоги исполнят приглашенные драматические артисты: Анастасия Волынская (РАМТ) и Дмитрий Гизбрехт («Ленком»). Егор Перегудов сделал авторский перевод либретто «Волшебной флейты» на русский язык, который можно будет увидеть в титрах.
«“Волшебная флейта”, при кажущейся простоте, хитовости, шлягерности, – для меня глубокая и философская история. Мы даже размышляли о параллели с творчеством Льва Николаевича Толстого, с его воспоминаниями о детстве, с его ощущением непротивления злу насилием. Как в фильме “Долгое прощание”: притчи пишут народы, а не авторы. Ты не можешь взять и написать притчу, она должна рождаться и образовываться с течением столетий. И “Волшебная флейта” этим наполнена. В ней есть философское содержание, которое спрятано за игровой природой, масонской символикой. Мы знаем, что опера создавалась параллельно с Реквиемом. Если рассматривать музыку как завещание Моцарта, то Реквием – роковое, трагическое, а “Волшебная флейта” – легкое, игровое, но от того не менее содержательное и значимое», – подчеркивает Егор Перегудов.
В партии Царицы ночи выступит Надежда Павлова, солистка Пермского театра оперы и балета имени П.И. Чайковского и Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина, приглашенная солистка Большого театра. В карьере певицы это будет дебют: она впервые исполнит партию Царицы ночи именно на сцене «Новой Оперы». Моцартовские партии – значительная часть репертуара Надежды Павловой: Донна Анна в «Дон Жуане», Фьордилиджи в «Так поступают все женщины», Вителлия в «Милосердии Тита», Графиня Альмавива в «Свадьбе Фигаро», Констанца в «Похищении из сераля».
Другие партии репетируют: Памина – солистка Нижегородской оперы Галина Круч и артистка Молодежной оперной программы Большого театра Полина Пелецкая; Тамино – солисты «Новой Оперы» Алексей Татаринцев и Ярослав Абаимов; Папагено – солист Нижегородской оперы и Камерной сцены имени Б.А. Покровского Большого театра Константин Сучков; Зарастро – приглашенный солист Большого и Мариинского театров Николай Диденко и солист «Новой Оперы» Алексей Антонов.