Смерть и исчезание События

Смерть и исчезание

Île Thélème Ensemble представил программу памяти Эрика Сати

Перформативность и утилитарность, концептуальность и отсутствие смысла: музыка Эрика Сати – родоначальника многих, иногда эстетически противоположных друг другу направлений – соткана из парадоксов. Сати знаменит, его гносиенны и гимнопедии уже давно перешли в разряд популярной классики, но некоторые его произведения и факты биографии не перестают удивлять и по сей день. Нынешним летом исполняется сто лет со дня смерти композитора, и в «несезонное» время вряд ли стоит ожидать большого количества мероприятий по этому поводу. Несмотря на популярность, в России предтеча современной музыки – вероятно, из-за своей эксцентричности и противоречивости – еще не окончательно вошел в пантеон хрестоматийных классиков и по-прежнему остается в тени своих последователей, например Кейджа.

Исправить эту несправедливость решили музыканты Île Thélème Ensemble, относительно молодого коллектива, известного разнообразием репертуара и концептуальностью выступлений. В ДК «Рассвет» они представили посвященный Эрику Сати концерт Petite musique sentimentale, в основу которого легла взаимосвязь классического и современного в самом разном их понимании. Программа получилась в духе самого композитора: очень смелой и эклектичной вплоть до совмещения академического исполнения с аналоговым кинопоказом и даже пересмотра привычного формата концерта.

В аннотации музыка Сати сравнивалась с зеркалом, отражающим внутренний мир самого автора. Однако по случаю его смерти более уместной кажется цитата Оскара Уайльда о том, что искусство на самом деле отражает только зрителя. Концерт был нарочно выстроен как визуальный эксперимент: слушатель здесь превращается в наблюдателя, без которого перформанс теряет смысл. Просторное помещение бывшего цеха разделила на две части черная ширма. По одну сторону находились зрители, по другую – невидимый рояль и, предположительно, пианистка Наталья Соколовская, художественный руководитель ансамбля. Концерт открылся импрессионистским по своему характеру оммажем композитору. Произведение Ива Дауста Petite musique sentimentale для рояля и электроники (1984) составляют цитаты фортепианных сочинений Сати, недосказанные и словно растворяющиеся в воздухе. Помимо них, из колонок звучала запись шума городских улиц: скрип качелей, танцевальная музыка, разговоры, гудки транспорта. Подзвучка рояля создавала необычный эффект: зритель слышал музыку одновременно и из колонки, и из-за ширмы с разницей в долю секунды. Сюрреалистичность нахождения в пространстве на границе записи и живого присутствия (а есть ли на самом деле за ширмой пианист?) подчеркивалась и визуально. В центре зала в свете прожектора сидела сопрано Пелагея Куренная и выразительно смотрела в пустоту – словно сошедшая с экрана на сцену актриса немого кино, красноречиво изображающая выраженную в музыке меланхолию и тоску по безвозвратно ушедшей жизни, от которой остались лишь обрывки звуков.

К более далекому, но также абстрактному прошлому отсылала симфоническая драма Сати «Сократ» (на текст трех диалогов Платона) в версии для голоса и фортепиано. В ДК «Рассвет» это редко исполняемое сочинение звучало второй раз: три года назад его поставили команда Montecchi VS Opera и режиссер Елизавета Корнеева, превратив музыкальное произведение в мультижанровый спектакль. Но в камерном исполнении «Сократ» окончательно лишается какого-либо драматизма. Сати взял за основу блеклый и невыразительный перевод Виктора Кузена с целью создания серьезного, как ему казалось, произведения, отражающего дух «белой Античности». Этот цвет (или отсутствие цвета) композитор очень любил и, по его собственному свидетельству, употреблял в пищу только белые продукты. Взятая им на вооружение идея бесцветной античной культуры, однако, не более чем миф, не имеющий ничего общего с реальной Древней Грецией, где скульптуры и здания были ярко раскрашены. Возможно, именно поэтому «Сократ», лишь условно связанный с классической традицией, звучит современно, а камерная версия сочинения и вовсе представляется постмодернистской шуткой: симфоническая драма без героев и оркестра, написанная в духе вымышленной эстетики. Это сочинение – пример неоклассицизма, родоначальником которого принято считать Сати, хотя сам композитор избегал использования каких-либо «измов» по отношению к собственному творчеству. Так или иначе, Île Thélème Ensemble делает акцент на очень своеобразной и вольной интерпретации Сати истории и традиции: далее в программе звучат «Сарабанда» и «Средневековая песня», объединенные в единый цикл, – старинная европейская музыка, переосмысленная современником импрессионистов.

Игру со смыслами и жанрами продолжили короткие эксцентричные опусы: «Три выдающихся вальса для измученного денди», «Вещи, увиденные справа и слева (без очков)» – словно отсылка к эксперименту с ширмой, и «Кинематограф» в версии для фортепиано соло. Эта музыка была написана для дадаистского короткометражного фильма Рене Клера «Антракт» (1924), задуманного буквально как антракт к балету «Спектакль отменяется». В атмосферу начала ХХ века зрителей, пришедших в ДК «Рассвет», погружали при помощи аналогового кинопоказа, однако на пленке не оригинальный фильм, а абстрактные линии, сменяющиеся хроникой, – одновременно дань уважения старине и демонстрация передовых технологий времен Сати.

Совсем по-другому прогресс и современность осмыслены в сочинении Павла Полякова Seven Gymnopedies для альта, рояля и электроники. В хрупкой и тревожной музыке, временами напоминающей дроун и эмбиент, отражена потеря позитивистского мироощущения, а вместе тем и чувства истории. От оригинала здесь – только вневременное впечатление. Деконструированные гимнопедии Сати плавно переходят в придуманные Поляковым и заканчиваются седьмой, написанной в 2025 году. Интермедии между частями произведения представляют собой своеобразные белые пятна – то, что остается, когда ноты уже сыграны, а всевозможные эксцентричные идеи уже использованы.

Спустя много лет после смерти Сати еще один эксцентричный француз, возможно, вдохновившись творчеством композитора, создаст удивительное произведение на стыке модернизма и постмодернизма. Роман Жоржа Перека «Исчезание» написан без единой буквы «е» – самой используемой во французском языке. На месте предполагаемого звука и смысла зияет белая пустота – нечто похожее происходило и с концертом, который на глазах у зрителей начинал куда-то исчезать. Во время первой гимнопедии в аранжировке Алана Арнольда на стене шли титры с программой концерта и именами исполнителей – как в кино, только теперь фильм стал действительностью, привнеся в нее ощущение сюрреалистичности. Исполненная после этого первая гносиенна, таким образом, стала своеобразной сценой после титров, финальным штрихом, благодаря которому картина приобрела полноту смысла. Скорбность и выразительность, с которыми Наталья Соколовская сыграла одно из самых известных произведений Сати, вернули зрителя к изначальной идее концерта – смерти автора и медленному растворению его искусства в жизни.

Интрига нарастает Конкурс Рахманинова 2025

Интрига нарастает

Завершился второй тур пианистов на Международном конкурсе имени Рахманинова

От тайги до британских морей События

От тайги до британских морей

Объявлены лауреаты III премии «Чистый звук»

Здравствуй, племя незнакомое Конкурс Рахманинова 2025

Здравствуй, племя незнакомое

Конкурс имени Рахманинова стартовал с фортепианной номинации

Игра в лошадки События

Игра в лошадки

Максим Петров поставил в Большом театре «Конька-Горбунка» Родиона Щедрина