Церемония награждения прошла в атмосферном месте – Театральном зале «На Плющихе», бывшем ДК завода «Каучук», спроектированном в советское время легендарным архитектором Константином Мельниковым. Председатель жюри – композитор Александр Чайковский напомнил, что именно здесь снимались сцены культового фильма «Берегись автомобиля», когда звучал призыв: «А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира». И предложил, перефразируя: «А не замахнуться ли нам на “Чистый звук”?»
Бравурные ритмы увертюры к «Руслану и Людмилы» Глинки в исполнении Камерного оркестра Московской консерватории под управлением Феликса Коробова задали энергичный импульс всему вечеру, где моменты вручения лауреатских и специальных дипломов чередовались со звучанием музыки. В гала-концерте, который вели артисты Валерия Ланская и Альберт Жалилов, приняли участие также лауреаты Международного конкурса имени Чайковского гобоист Федор Освера, скрипач Равиль Ислямов, джазовая певица Анна Бутурлина, Apollon Quintet, Камерный хор Московской консерватории и его руководитель Александр Соловьев. Этот коллектив получил премию в номинации «Хоровые произведения» за диск «Альфред Шнитке. К 90-летию со дня рождения. Кантата “Песни войны и мира”. Оратория “Нагасаки”. Избранные хоры». Запись вышла на лейбле «Московская консерватория». Победителем в этой номинации стал диск, записанный в Нижегородской консерватории, «Я понял жизни цель», где представлена хоровая музыка a cappella Сергея Екимова в исполнении камерного хора «Нижний Новгород» под управлением Ивана Стольникова.
В номинации «Оркестровая музыка» первое место занял диск, выпущенный Российским государственным музыкальным телерадиоцентром. Награды была удостоена аудиозапись «Оркестровые произведения Алексея Животова», которые исполнил Симфонический оркестр радио «Орфей» под управлением художественного руководителя и главного дирижера Сергея Кондрашева. А второе место досталось альбому «Александр Чайковский: Оркестровая музыка. Часть первая. Симфония № 7 “Карантинная”, Симфония № 3». Ее осуществил Омский академический симфонический оркестр под управлением большого пропагандиста современной музыки Дмитрия Васильева на британском лейбле Toccata Classics. В последние годы ряд зарубежных фирм отказались от сотрудничества с российскими артистами, однако ряд лейблов все же не оборвали связи. Таким примером стал не только проект Омской филармонии, но и «Брамс-трио»: их диск из антологии «История русского фортепианного трио», выпущенный на Naxos, занял первое место в номинации «Камерная инструментальная ансамблевая музыка». За запись Симфонии №2 Рахманинова на франко-бельгийской Fuga liberа третью премию получил Уральский академический филармонический оркестр и дирижер Дмитрий Лисс (в номинации «Оркестровая музыка»), а второй премией была отмечена музыка Сергея Ахунова, выпущенная на испанской Glossa (в номинации «Камерная вокальная музыка»). Первое место за сольный диск с музыкой Алексея Станчинского получила пианистка Ольга Соловьёва, сотрудничающая с компанией Naxos Rights Ltd. Она, кстати, является своего рода рекордсменом этой премии, собрав пять наград за разные годы.
Первую премию в номинации «Камерная вокальная музыка» получила live-запись концерта из цикла «Вещь в себе», где исполнялись «Русские сезоны» Леонида Десятникова. Ее издание взяли на себя Московская филармония и Ростовский музыкальный театр. Традиционно берут премии диски российского лейбла Fancymusic: в этот раз он был отмечен вторым местом за продукцию OpensoundOrchestra, представившую музыку современных молодых авторов, и в номинации «Камерная инструментальная сольная музыка» за диск Pure скрипачки Елены Корженевич. Любопытные записи стали лауреатами в «Смешанной номинация (сборник аудиозаписей с разным составом исполнителей)»: Московская консерватория выставила редкости арфового репертуара «К 150-летию арфового класса Московской консерватории» (проект Марии Федоровой и Александра Баранова, третьей место), а победителем тут стал диск Eliot Songs виолиста и композитора Руста Позюмского опять-таки на Fancymusic.
С оперной продукцией вышел в лидеры Концертный зал «Зарядье», получивший первое место за «Бориса Годунова» Мусоргского в концертном исполнении и второе – за оперу «Джезуальдо» Шнитке, единственным исполнителем которой в России является Госкапелла под руководством Валерия Полянского.
Есть среди номинаций и архивное направление: «За реставрацию архивных записей» были отмечены работы Московской консерватории продюсера Евгения Платонова.
Круг российских звукорежиссеров, вышедших в финал, состоит из хорошо известных имен, таких как Алексей Барашкин, Александр Волков, Илья Донцов, Павел Лаврененков, Анна Ловчева, Михаил Муханов, Руслана Орешникова, Андрей Панов, Геннадий Папин, Владимир Рябенко, Валентин Смирнов, Елена Сыч, Дмитрий Сычев, Михаил Спасский.
Статус событию придало участие vip-гостей, вручавших награды, – генерального директора РНММ Михаила Брызгалова, генерального директора и художественного руководителя Российского государственного музыкального телерадиоцентра Ирины Герасимовой, народного артиста России, руководителя Симфонического оркестра кинематографии Сергея Скрипки, генерального директора Российского музыкального союза, одного из авторов премии Александра Клевицкого и других. Увидеть всех героев красочной церемонии награждения можно в трансляции вечера на портале культура.рф и страницы премии ВКонтакте.
Справка
«Чистый звук» – это первая в истории премия за лучшую аудиозапись российской академической музыки. В основе проекта Российского музыкального союза лежит идея совершенного запечатления и сохранения шедевров отечественной музыки в ее живой исполнительской интерпретации. Проект направлен на развитие отечественной композиторской школы и индустрии звукозаписи, продвижение российской музыкальной культуры на международном уровне.
Две первые церемонии вручения премии состоялись в 2019 и 2021 годах. В числе лауреатов премии – ведущие российские и европейские лейблы, знаменитые коллективы исполнителей и солисты, известные продюсеры и звукорежиссеры. В 2025 году «Чистый звук» проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.