Большую разноплановую программу исполнил Симфонический оркестр радио «Орфей». В этом году коллектив отмечает 20-летний юбилей. Художественный руководитель и главный дирижер оркестра – Сергей Кондрашёв, ученик и последователь российских мастеров Марка Эрмлера и Геннадия Рождественского, убежден, что «обязательно нужно играть современную музыку – только так искусство будет развиваться, находить новые пути».
Два премьерных сочинения Александра Клевицкого, впервые обратившегося к крупным симфоническим формам, – Симфония «XXI век. Борьба продолжается» и Концерт для флейты с симфоническим оркестром, произвели яркое впечатление. Обращение к цикличности, утвердившей себя в академической музыке (симфония написана в трех частях), свидетельствует о приоритетах композитора, его опоре на устоявшиеся традиции.
Мышление автора сосредоточено на передаче ощущения нашей действительности, насыщенной необыкновенной информативностью, изменчивостью и настойчивым желанием человека понять этот мир, принять его и определить свое место в нем. Созерцание или борьба – Клевицкий предпочитает активное участие, вмешательство, действенность. Автор утверждает свой стиль: детали музыкальной фактуры, оркестровой ткани всегда осмысленны, мелодичны, органично соотносятся друг с другом, с необыкновенным динамизмом идет развитие, противопоставление, взаимодействие. Общее настроение, несмотря на драматизм, позитивно.
Естественным явилось продолжение размышлений композитора в Концерте для флейты. Первая исполнительница произведения, лауреат международных конкурсов Элла Должикова призналась, что влюблена в Концерт: «Музыка оказалась специфической, совершенно не похожей на то, что я раньше играла, как с точки зрения художественной, так и технической».
Элла – чрезвычайно виртуозна, впечатление, что ее игра – это дуновение ветра, свободное и непринужденное. Концертность в данном случае не рассчитана на противопоставление солиста и оркестра, они скорее ведут диалог, взаимодействуя друг с другом. Первая часть – поиск, своеобразное – «быть или не быть», вторая – некое равновесие, третья часть – утверждение действия. В любом случае, – приоритет движения.
«Лирическая поэма» Кирилла Уманского, признанного мастера оркестрового письма, погружает в атмосферу ностальгических состояний, имеющих исповедальный, личностный характер. Произведение, что характерно, написано по предложению радио «Орфей».
Молодые композиторы Алина Подзорова и Ольга Озерская представили соответственно «Другое небо» и «Déjà vu» – красочно расцвеченные, колористически богатые партитуры. Авторов волнуют сложные вопросы бытия. «Другое небо» – это один из главных символов Библейской книги «Апокалипсис», один из образов Царства Небесного, известный еще с древних времен. «Déjà vu» – попытка осмыслить таинственные явления; возникающие вопросы: неужели существуют судьба, рок, и многое или почти все предопределено?
Знакомство и творческое сотрудничество с известными казахскими музыкантами способствовало появлению «Казахского» Capriccio № 9 для фортепиано с оркестром Владимира Качесова.
За пульт Симфонического оркестра встал Касым Айтбаев – главный дирижер Центрального ансамбля Министерства обороны Республики Казахстан. Сольную фортепианную партию исполнил Ернар Нуртазин – художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра Государственной академической филармонии г. Астаны. С особым проникновением они исполнили Capriccio, в основе которого – народные лирические темы: экспрессивная «Япырай» и быстрая, кюй «Адай», обычно исполняемый народными музыкантами на казахской домбре. Автор, следуя своей склонности использовать элементы джаз-рока, сочетает разноплановые фрагменты в замечательном единстве. Произведение настолько понравилось слушателям, что его финал был исполнен на бис.
Вся программа, исполненная оркестром высокопрофессионально и с отличным пониманием особенностей стиля каждого автора, вызвала неподдельный интерес и восхищение аудитории.