Фестиваль «Лето. Музыка. Музей»
Истра, музей «Новый Иерусалим»
Довольно быстро этот фестиваль, проводимый с 2018 года, преодолел путь от небольшого двухдневного open air с более-менее стандартной программой до события объемного и концептуального, и эта рамка продуманности, неслучайности очерчена художественным руководством. До 2022-го фестивалем руководил Василий Петренко, ставивший на умелый «синтез прошлого и настоящего, направленный в будущее», на участие мировых звезд (среди них – Миша Майский, Максим Венгеров, Кирилл Герштейн), на обращение в концертных программах не к одной лишь общеупотребимой классике, но и к музыкальному немейнстриму (Мессиан, Цемлинский, Вайнберг и другие). Тематически обосновывает каждый из фестивалей «Лето. Музыка. Музей», но уже по-своему, в новых условиях, и нынешний худрук Дмитрий Юровский. Над темой этого года особенно думать не пришлось, ее подсказала российская история. Фестиваль продолжает сложившуюся за последние месяцы традицию музыкальных празднований 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.
В числе дебютантов на фестивале заявлены БСО имени П.И. Чайковского, Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, Большой детский хор имени В.С. Попова, АБХ «Мастера хорового пения», дирижеры Александр Сладковский, Сергей Скрипка, Федор Безносиков, скрипач Вадим Репин, пианист Филипп Копачевский.
На открытии прозвучит, в частности, Пятая симфония Прокофьева (ГАСО России имени Е.Ф. Светланова под управлением Дмитрия Юровского). Во второй день, 10 июля, тем же оркестром продирижирует Александр Сладковский (Седьмая симфония Шостаковича). Екатерина Мечетина сыграет Первый фортепианный концерт Шостаковича 11 июля. Далее, в четвертый фестивальный день, Федор Безносиков представит пеструю прокофьевскую программу из фрагментов опер «Война и мир», «Обручение в монастыре», «Любовь к трем апельсинам» (с участием оркестра и солистов «Новой Оперы»), кантаты «Александр Невский» и музыки к кинофильму «Иван Грозный». Финалом же станет гала-концерт к 125-летию Исаака Дунаевского и 80-летию Максима Дунаевского (президента фестиваля). Среди участников этого события – уже упомянутый Оркестр кинематографии под руководством Сергея Скрипки.
«Похождения повесы». Премьера
«Геликон-опера»
В России продолжается бум Игоря Стравинского. В апреле 1990-го его «Маврой» в постановке Дмитрия Бертмана в Москве открылась «Геликон-опера». Тридцать пять лет спустя Бертман, немало изменившийся, как и руководимый им театр, ставит в нем другую оперу Стравинского – «Похождения повесы» (либретто Уистена Хью Одена и Честера Коллмена), которую уже дважды ставил за рубежом – в венской Фольксопер в 2000-м и в Финской национальной опере в 2016-м.
В «Геликоне» подчеркивают, что Бертман «превращает эту притчу в пронзительную историю о том, как легко потерять себя в погоне за призрачным счастьем, как опустошителен и разрушителен порок, если дать ему волю».
Любопытный факт: в нынешнем спектакле звучит тот же перевод либретто на русский, что и в первой российской постановке «Похождений повесы» в Камерном музыкальном театре Бориса Покровского в мае 1978-го. Автор перевода – оперная певица Наталия Рождественская, мать дирижера Геннадия Рождественского.
«Волшебная флейта». Премьера
«Новая Опера»
Свежая semi-stage версия моцартовского шедевра завершит 34-й театральный сезон «Новой Оперы». Партию Царицы ночи исполнит одна из лучших современных оперных певиц – Надежда Павлова.
Для режиссера-постановщика Егора Перегудова, худрука Московского академического театра имени Владимира Маяковского, «Волшебная флейта» – такое же, как и Реквием, «завещание Моцарта», только «легкое, игровое, но от того не менее содержательное и значимое». Перегудов, с его слов, также размышлял о параллели этой «глубокой и философской истории» с творчеством Льва Толстого, «с его воспоминаниями о детстве, ощущением непротивления злу насилием».
Филипп Чижевский, музыкальный руководитель и дирижер постановки, считает, что музыка Моцарта сродни «лихачеству за рулем», здесь необходимы «азарт, интерес и опасность», а «музыканты должны походить на спортсменов». Специально для премьеры он добавил к составу оркестра «Новой Оперы» приглашенных музыкантов-аутентистов, исполнителей на натуральных трубах и сакбутах – предшественниках тромбона.
Филипп Чижевский: В музыке очень часто превалирует демоническое начало
Арии и диалоги будут звучать в оригинале, на немецком, но в титрах можно будет увидеть выполненный Егором Перегудовым авторский перевод либретто на русский. Разговорные диалоги исполнят Анастасия Волынская из РАМТ и Дмитрий Гизбрехт из «Ленкома».
Для Егора Перегудова это уже не первое обращение к «Волшебной флейте» – в октябре 2024-го он выступил режиссером концертной версии оперы в Зале имени Чайковского. Дирижировал тогда также Филипп Чижевский, а в исполнении участвовали ГАКОР и Questa Musica.
«Семен Котко». Премьера
Большой театр
Постановочная активность Сергея Новикова распространяется в этот раз на новаторскую оперу Сергея Прокофьева, первую из написанных им по возвращении в СССР. В основе «Семена Котко» – повесть Валентина Катаева «Я, сын трудового народа…». Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик спектакля Валерий Гергиев, широко известный своей привязанностью к многоликому творчеству Прокофьева, неоднократно обращался и к этой его опере. В 1999-м он дирижировал в Мариинском премьеру постановки Юрия Александрова, в 2022-м управлял полусценическим исполнением «Семена Котко» в Большом зале «Зарядья». И там, и там были выдающиеся солисты. Нынешний состав обещают объявить позднее.
Фестиваль «Территория мира – Территория музыки»
Калининград, остров Канта
Крупный калининградский open air откроется в этом году Реквиемом Моцарта в исполнении БСО имени П.И. Чайковского (дирижер – Федор Безносиков), АБХ «Мастера хорового пения» и солистов – Елены Логиновой (сопрано), Полины Шамаевой (меццо-сопрано), Ярослава Абаимова (тенор), Родиона Паульса (бас).
Во второй день за пультом БСО, нынешнего оркестра-резидента фестиваля, окажется Филипп Селиванов. В программе заявлены «известные арии и дуэты», исполняемые Полиной Шабуниной (сопрано), Полиной Шароваровой (меццо-сопрано), Игорем Морозовым (тенор) и Владиславом Чижовым (баритон).
Из программы заключительного концерта известны пока только имена солистов – это пианист Борис Березовский и скрипач Павел Милюков. БСО дирижирует Арсентий Ткаченко, возглавивший коллектив в январе этого года.
Все три вечера ведет музыковед Ярослав Тимофеев, уже знакомый калининградской фестивальной публике.
Арсентий Ткаченко: Мы все должны работать на бренд «Большой симфонический оркестр имени Чайковского»