Музыканта-визионера, культурного и общественного активиста Дэймона Локса можно считать одним из краеугольных артистов чикагского лейбла International Anthem, а его впечатляющая новая работа под говорящим названием List of Demands («Список требований») это наглядно доказывает. Локс обитает в Чикаго с конца 1980-х и давно стал неотъемлемой частью местного андеграунда. Он начинал как фронтмен в постпанк-коллективе Trenchmouth, в конце 1990-х стал одним из основателей проекта The Eternals, сотрудничал с инди-лейблом Thrill Jockey, записывался с Джеффом Паркером в Isotope 217 и Робом Мазуреком в Exploding Star Orchestra. Вокалист, диджей, бенд-лидер, саунд-продюсер, Локс активно сотрудничает с музеями и культурно-образовательными организациями, а также совмещает все это с благотворительной деятельностью педагога и наставника для заключенных чикагских тюрем. (Вместе со своими учениками из числа заключенных Локс создал организацию The Artists Collective (кроме того, в качестве художника он оформил обложки нескольких релизов International Anthem).
List of Demands – уже пятая долгоиграющая работа Локса за последние пять лет. На IA выходили записи его live-проекта Black Monument Ensemble, в котором принимают участие почти два десятка исполнителей, и дуэт с Робом Мазуреком New Future City Radio. Увидевшая свет в прошлом году сольная запись музыканта 3D Sonic Adventure доступна исключительно в виниловом формате. Локс предпочел выпустить ее на собственном лейбле минимальным тиражом: в описании говорится, что слушателю «нужно будет сделать усилие, чтобы заполучить запись». К счастью поклонников Локса, у IARC охват много больше, и List of Demands, также сделанный на стыке саунд-коллажа и диджейского микстейпа, доступен во всех возможных форматах.
Работа основана на мультимедийном проекте Локса «Прекрасная диаспора», созданном для Музея современной фотографии в Чикаго и посвященном проблемам творчества цветных музыкантов и художников. Тексты, фотографии и музыка были вдохновлены джазовой публицистикой и поэзией эпохи 1960–1970-х, которую музыкант соединяет в своей работе с современностью. Очевидно, что в музыкальном плане альбом звучит гораздо более минималистично, чем «живые» записи Локса; здесь много электроники в духе Madlib и Flying Lotus, а местами работа даже напоминает ранний абстрактный саунд лейблов Ninja Tune или Mo’Wax из середины 1990-х – мрачный, футуристичный, хрустящий пыльными семплами и дымным заторможенным трип-хоповым битом. На семплы идет примерно все, что оказывается у художника под рукой, – от порезанных на кусочки госпел-хоралов, фрагментов телеинтервью до цитат из джаза, гранжа, хип-хопа и даже тайского молама. Декламация в исполнении Локса (словосочетание spoken word все же будет более точным) убедительна, спокойна и наследует лучшим образцам жанра – сравнения с Джилом Скоттом-Хероном и MF Doom неизбежны. Сам Локс признается, что наибольшее вдохновение в ходе работы над альбомом он получал, изучая наследие ямайско-британского поэта Линтона Квези Джонсона, чьи эксперименты с реггей и дабом называют в числе элементов, повлиявших на становление рэпа как направления в музыке и искусстве.
На записи не обошлось без гостей. Один из самых проникновенных моментов альбома – Holding the Dawn in Place – украшен соло на корнете от еще одного героя International Anthem – Бена Ламара Гэя, на двух композициях можно услышать скрипку Мэси Стюарт, а на мрачном афро-футуристичном номере High Priestess звучит голос известной поэтессы и художницы Кристы Франклин. В смысловом плане альбом, как и творчество Локса в целом, – это продолжение классических произведений чернокожих джазовых и соул-исполнителей, которые на протяжении последнего полувека принято называть в качестве саундтрека к движению за гражданские права. Однако порядком набившая оскомину за последнее время BLM-повестка в исполнении Локса не выглядит дежурной агиткой, а наоборот, максимально абстрактна и возвышенна.